2023 год – юбилейный год для известного финно-угорского этнографа, большого учёного и прекрасного человека Л.С.Грибовой. 15 августа ей исполнилось бы 90 лет.

Любовь Степановна Грибова, кандидат исторических наук, известный финно-угорский этнограф. Доктор исторических наук В.И Чупров даёт ей следующую характеристику: «Эта скромная, с мягкой застенчивой улыбкой женщина – одна из ведущих этнографов Республики (Республики Коми – Н.М.). Её работы известны в стране и за рубежом. Она первый исследователь искусства коми-пермяцкого народа».

Научные интересы Л. С. Грибовой были необычайно широки – это и пермский звериный стиль, и декоративно-прикладное искусство коми народов, народная медицина, деятельность Стефана Пермского и, естественно, устное народное творчество коми-пермяков и других финно-угорских народов.

Жизнью и образованием обязана сестре

Л. С. Грибова родилась 15 августа 1933 года в селе Большая Коча Кочёвского района Коми-Пермяцкого национального округа в многодетной семье фельдшера Степана Алексеевича Грибова, воспитавшего двух сыновей и пятерых дочерей.
Детство будущего ученого было нелегким. В 1936 г. отца С. А. Грибова выводят на инвалидность. В феврале 1941 г. умирает мать Капустина-Грибова Мария Кирилловна. Многочисленное семейство осиротело. И только благодаря помощи и поддержке старшей дочери главы семьи Внуковой Вере Степановне, уже работавшей учителем начальных классов, младшие дети получили воспитание и образование. Позже о сестре Любовь Степановна напишет в автобиографии от 1977 года: «Ей я обязана жизнью, образованием».
Особенно пришлось тяжело в годы войны. Не было одежды-обуви, не хватало еды. Дети наравне со взрослыми работали в колхозе: жали, стоговали сено, возили на лошадях снопы с поля на гумно… гоняли лошадей на молотьбе и т. п. «Работали иногда до утра, пока лошади тянут», – вспоминала сестра Алевтина.
Однако в зимние долгие вечера выпадали и светлые минуты, когда отец рассказывал детям разные истории из жизни коми-пермяков, которые перемежались с преданиями о чудских богатырях, кладах, о конях, держателях земли. Позже, работая уже научным сотрудником в Коми филиале АН СССР, Л. С. Грибова в письме Г. К. Конину, заведующему отделом истории Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка, сообщает об отце: «Очень любил фольклор. Сказания о Пере-богатыре впервые мы услышали из его уст. Знал он огромное количество преданий о чуди, о кладах, разбойниках, множество сказок, загадок, пословиц, умел рассказывать, завораживать слушателя рассказом».
Маленькую Любу завораживали и былички, существовавшие во множестве вариантов у деревенских жителей и повествовавшие о проделках хозяина дома Суседку, хозяина леса Сюра-Пеля и др. Детские впечатления и фрагменты устного народного творчества коми-пермяков не могли не отразиться на формировании сознания девочки.

«Меня полюбили дети, за меня радовался отец»

Любовь Грибова с племянницей, дочерью сестры Алевтины. 1960г., д. Петухово
Кочевского района.

В школе учеба Любе давалась легко, по воспоминаниям одноклассников, «очень часто она выручала весь класс».
После окончания Кочевской средней школы Л. Грибова поступает в двухгодичный Кудымкарский учительский институт, закончив который в 1952 году, девушка в течение четырёх лет преподаёт историю и ряд других предметов в школах родного Кочёвского района, ведёт большую общественную работу. В своих воспоминаниях она пишет: «Меня полюбили дети, за меня радовался отец». Однако молодому педагогу хотелось учиться дальше.
Летом 1956 года Л. С. Грибова едет в Москву и на конкурсной основе поступает в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на исторический факультет, где слушает лекции известных учёных Б. А. Рыбакова, А. В. Арциховского, С. А. Токарева и др.
В период учёбы в МГУ Любовь Грибова участвует в этнографических и археологических экспедициях, собирает материал по истории материальной культуры коми-пермяков, записывает фольклорные тексты, пригодившиеся ей впоследствии при написании дипломной работы по теме «Культ «старых» коми-пермяков и его исторические корни (по данным пережитков верования, языка и фольклора)».
В 1961 г., отлично защитив диплом на кафедре этнографии МГУ, Л. С. Грибова становится научным сотрудником Коми филиала АН СССР.

Молодой исследователь Грибова интересовалась коми-пермяцким фольклором

Работая в Коми филиале АН СССР, она обучается заочно в аспирантуре МГУ. Исследуя материальную культуру финно-угорских народов, Л. С. Грибова не могла обойти стороной и фольклор. В краткой биографической справке молодой исследователь пишет: «Я веду тему «Историческая традиция в современном быту и духовной культуре коми-пермяков»… Каждое лето бываю в экспедициях. Была уже в Новгородской, Кировской, Пермской областях… Записываю рассказы местных жителей, фотографирую вещи, делаю зарисовки,..».
В экспедициях Л. С. Грибова фиксирует народные приметы, сказки, легенды, былички, предания, обычаи. Об этом свидетельствуют ее отчеты историко-этнографических экспедиций и ее полевые дневники, находящиеся в фондах Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка. К примеру, в полевом дневнике №1 за 1963 г. мы находим детские считалки, сказки «Пуста керку (пустующая изба)», «Ош йылiсь (о медведе)», свадебные песни, текст колыбельной.
Некоторые фольклорные тексты Л. С. Грибовой были опубликованы в коми-пермяцких периодических изданиях. Так, детский сборник «Бичирок» за 1964 год знакомит читателя со сказкой «Мывкыда Митей (смекалистый Митей)», прибауткой «Тошö, тошö… (Борода, борода…)», 10-ю загадками и 8-ю пословицами. В сборнике указано, что тексты записаны Л. С. Грибовой.
О постоянном интересе к фольклору свидетельствует и личный фонд Л. С. Грибовой, хранящийся в Научном архиве Коми НЦ УрО РАН, где представлена «богатейшая коллекция быличек о колдунах и преданий о чуди, подборки метеорологических и семейных поверий и примет».
В личном фонде ученого также хранятся пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, записанные красивым почерком Любови Степановны.
Естественно, научные статьи Л. С. Грибовой были посвящены не только народному изобразительному искусству, но и фольклору: «Чудь по коми-пермяцким преданиям и верованиям» (1962 г.), «Еще одно предание о Пере-богатыре» (1963 г.), «Иньвенское предание о чуди» (1964 г.).

С большим трудолюбием учёный

16 мая 1969 года на кафедре этнографии МГУ состоялась успешная защита кандидатской диссертации Л. С. Грибовой по теме «Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков». Профессор С. А. Токарев в характеристике диссертанта отмечает: «Л. С. Грибова обнаружила … все положительные качества молодого научного работника: серьёзный интерес к избранной специальности, пытливость, большое трудолюбие, настойчивость, критическое и самостоятельное мышление».
Молодой исследователь не останавливается на достигнутых результатах, она изучает историю и культуру древних народов, давших жизнь финно-угорским народам, существующим сегодня, размышляет над фольклорными текстами. В результате в 1975 году в издательстве «Наука» публикуется книга Л. С. Грибовой «Пермский звериный стиль». Работа сразу заинтересовала учёных-финно-угроведов, по отзывам специалистов, «стала значительным событием в этнографической науке». Монография ученого «получила восторженные отклики не только у нас в стране, но и за рубежом».
В своих трудах Л. С. Грибова активнейшим образом использует фольклорный материал. Так, в вышеназванной монографии, раскрывая семантику образов звериного стиля, автор обращается не только к этнографическим материалам и источникам, но и к фольклорным сюжетам. Обосновывая изобразительные сюжеты, ученый, по нашим подсчетам, обращается к фольклорным текстам более 50 раз, причем указывает, что примеры без ссылок (а их подавляющее большинство) записаны им в экспедициях или известны ему с детства.
Профессор Пермского государственного национального исследовательского университета Г. Н. Чагин, анализируя вышеназванную работу Л. С. Грибовой, подчеркивает, что автор «хорошо владела исторической лексикой родного языка, досконально знала устную культуру своего народа и в результате полевой работы привлекла новый, никем ранее не использованный фольклорный и изобразительный материал». Все это помогло реконструировать мировоззренческие представления предков коми-пермяков.
Молодой ученый стремится своими знаниями принести практическую пользу: оказывает консультативную помощь, поддерживает связи с музеями, является научным консультантом художественного совета при Совете Министров Коми АССР. Так, в 1967 году оформляя первую выставку пермского звериного стиля «Древности камской чуди», искусствоведы Пермской государственной художественной галереи консультировались у Л. С. Грибовой. Об этом свидетельствуют письма Л. С. Грибовой, адресованные научным сотрудникам галереи, хранящиеся в ее научном архиве. На протяжении многих лет Л. С. Грибова оказывала консультативную помощь сотрудникам художественного и краеведческих музеев Коми АССР, вела постоянную переписку с сотрудниками Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка.
В 1970 году Л. С. Грибову избирают в Советский комитет финно-угроведов, членом которого она является по 1977 год.

Её выступления приветствовали стоя

Любовь Степановна активно участвует в научных форумах различного уровня, в том числе и в международных. Так, на V11 Международном конгрессе антропологических и этнографических наук, который состоялся в Москве в 1964 г., она выступила с докладом «Культ «древних» у коми-пермяков». Л. С. Грибова участвует в 4-х международных конгрессах финно-угроведов: в 1970 году в Таллине на 111 Конгрессе, 1975 – в Будапеште на 1V Конгрессе, 1980 – в Турку на V Конгрессе, 1985 – в Сыктывкаре на V1 Конгрессе.
«Выступавшие на этих форумах демонстрировали свою эрудицию, доказывали правоту своих идей, оригинальность своих исканий перед всем финно-угорским научным миром», – подчеркивал в пленарном докладе на Х Конгрессе финно-угроведов известный венгерский ученый Петер Домокош.
Особенно большой успех имело выступление Л. С. Грибовой на V Международном конгрессе в г. Турку (Финляндия). Ее доклад «Пермский звериный стиль как часть тотемической социально-идеологической системы» участники конгресса приветствовали аплодисментами, стоя.
В 1980 году в издательстве «Наука» публикуется вторая книга учёного «Декоративно-прикладное искусство народов коми».
В 1985 году Л.С. Грибовой была подготовлена монография «Народное искусство в истории культуры коми». Однако автору не суждено было увидеть свой труд в публикации: 12 октября 1986 г. Л.С. Грибовой не стало.
Ученым Л.С. Грибовой написано более 50 научных работ, из них 36 – опубликованы. Последняя публикация «Пространственные, временные и другие метрологические категории в народных знаниях коми (зырян и пермяков)» появилась в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное наследие пермских финнов в истории России», посвященной 80-летию Л.С. Грибовой и 25-летию сектора истории и культуры коми-пермяцкого народа.

Внесла большой вклад в развитие национальной культуры финно-угорских народов

Следует отметить, что в 60-е гг. Любовь Степановна вела большую работу по созданию в Коми-Пермяцком национальном округе научно-исследовательского отдела. Как свидетельствуют архивные документы, к концу 1969 г. было все необходимое (квалифицированные кадры, помещение) для открытия в городе Кудымкар научного стационара по гуманитарным наукам. Однако открытие стационара было отложено, мечта молодого исследователя сбылась почти через 20 лет. Только в 1988 г., уже после смерти Л.С. Грибовой, в округе появляется Коми-Пермяцкий отдел общественных наук Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО АН СССР. Знаменательно то, что юбилею ученого Л.С. Грибовой и юбилею подструктуры академической науки была посвящена одна конференция.
За этнографические исследования Л. С. Грибова награждена юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970) и серебряной медалью ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (1977).
Работы этнографа и фольклориста Л. С. Грибовой сегодня востребованы как учёными, аспирантами, так и педагогами, специалистами культуры, студентами – всеми, кто интересуется национальной культурой коми-пермяков и других финно-угорских народов. В 2014 г. в Кудымкаре состоялось стереотипное переиздание ее научного труда «Пермский звериный стиль».
В книгу включен очерк жизни и творчества ученого, написанный исследователем Н. А. Мальцевой на основе документов Научного архива Коми НЦ УрО РАН, фондов Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка и материалов, собранных в результате встреч и бесед с родственниками и земляками этнографа [Мальцева Н. А., 2014].
В 2019 году исполняется 50 лет со дня защиты первого этнографического научного труда о коми-пермяках, который был создан коми-пермячкой Л. С. Грибовой в результате скрупулёзного исследования материальной и духовной культуры народа.
Л. С. Грибова внесла значительный вклад в исследование национальной культуры не только коми-пермяков и коми-зырян, но и других финно-угорских народов и в целом в российскую историческую науку. В связи с юбилейной датой следует напомнить, что фольклорные материалы, скрупулезно собранные Л. С. Грибовой и хранящиеся в архивах, музейных фондах Сыктывкара, Кудымкара и Перми, ждут своего исследователя.

Фотографии с группы VK  «Кочёвский музей этнографии и быта»

Н.А. Мальцева.