Весной в школу № 9 г. Кудымкара привезли дрова. Учащиеся среднего звена несколько дней складывали их в аккуратные поленницы. Очередную поленницу должны были сложить пятиклассники. После уроков учащиеся занялись дровами. Дети образовали несколько цепочек и передавали поленья из рук в руки, а школьная уборщица тётя Аня и классный руководитель Валентина Ивановна Косенко укладывали их в ровные правильные ряды. В одной из цепочек последней была темноволосая девочка с косичкой. Она брала у подруги очередное полено, несколько мгновений рассматривала его и нарекала его каким-нибудь именем. «Тётя Аня, держите, это Буратино, видите, сучок торчит, как нос у деревянного мальчика», – рассуждала девочка, подавая полено. Следующий обрубок дерева с расширенным концом получало имя Чиполлино. Колоду, комлевую части не расколовшегося дерева, которую ни один пятиклассник в одиночку не мог поднять, девочка назвала Ильёй Муромцем, и так почти каждое полено получало имя. Уборщица тётя Аня вначале принимала очередное полено с некоторым удивлением, а потом ей и самой показалось, что она складывает не дрова, а укладывает в ровные ряды сказочных героев и былинных богатырей. У женщины появилось даже чувство бережности и осторожности в обращении с топливным материалом.
На укладке дров трудился творческий и дружный коллектив 5 класса, в котором училась будущий учитель математики и психолог Нина Михайловна Вавилина.

Н. М. Вавилина родилась
28 марта 1959 года в Кудымкаре. Её отец известный коми-пермяцкий писатель Михаил Дмитриевич Вавилин, мать Анна Дмитриевна Распопова в своё время окончила Кудымкарское педагогическое училище, но учителем так и не стала, а после бухгалтерских курсов почти всю жизнь работала бухгалтером в ГАТП (грузовом автотранспортном предприятии) г. Кудымкара, которое располагалось в посёлке Юрино.

Нина Михайловна помнит себя чуть ли не с ясельного возраста. «Меня часто оставляли у бабушки Дарьи Каллистратовны, матери мамы. Она выбивала сливочное масло, пекла большие караваи хлеба. Маленькую меня с братом Шуриком (сводным братом по матери – Н. А.) иногда отправляли в Доег к тёте Зине (Гордеева Зинаида Дмитриевна, директор Доеговской восьмилетней школы – Н. А.) на «парное молоко», – рассказывает Нина Михайловна.
В семье царила атмосфера любви и взаимопонимания. В летние каникулы девочка с родителями ездила на родину отца в Кочёвский район, в деревню Кукушка. «Деревня маленькая, летом красивая – отец, когда нам дали благоустроенную квартиру по улице Плеханова, говорил: «Вся Кукушка вошла бы в наш 70-квартирный дом», – вспоминает Нина Михайловна.
Нина выросла в творческой среде, большую часть времени она проводила с отцом. Михаил Дмитриевич водил дочь в садик, а когда девочка пошла в школу, после уроков была снова чаще с отцом, ходила к нему на работу в Коми-Пермяцкое книжное издательство, где он занимал должность редактора.
Нина Михайловна делится детскими впечатлениями от писателей, общавшихся с Михаилом Дмитриевичем и работавших с ним: «У Валериана Яковлевича Баталова и Степана Ивановича Караваева лица были открытые, светлые. Василий Васильевич Климов был добрый, внимательный ко мне. Боялась всегда Тимофея Павловича Фадеева: лицо неровное, смотрел всегда хмуро».
В первом классе отец оформил маленькую Нину в музыкальную школу, куда её принимал коми-пермяцкий композитор А. И. Клещин. Для девочки купили пианино, инструмент настраивал снова Александр Иванович. О композиторе, который часто общался с М. Д. Вавилиным, у нашей героини очень светлые воспоминания. Две высокообразованные творческие натуры, А. И. Клещин и М. Д. Вавилин, тянулись друг к другу. Их общение, беседы о поэзии, музыке не могли не повлиять на формирование будущего педагога Нины Михайловны Вавилиной.
Да и в школе Нине везло на учителей. В 1966 году пошла в первый класс.
«В начальной школе нравилось всё. (Нина с 1 по 4 класс училась в школе № 4 г. Кудымкара – Н. М.) Первой учительницей была Нина Дмитриевна Четина, добрая и в то же время строгая, учила учиться. До школы я не читала, в школе научилась. Была ударницей: по математике были «пятёрки», по русскому языку – «четвёрки». Писали чернилами, получались иногда кляксы. Осенью собирали листья, делали змейки, украшали класс. Собирали макулатуру, металлолом для БАМа.
Ходила во Дворец пионеров в хор, ставили музыкальную сказку, я была «цветочком». Женя Фирсов (теперь известный баянист Евгений Иванович Фирсов) был солистом хора», – вспоминает Нина Михайловна.
После окончания начальной школы класс Нины Вавилиной переходит в среднюю школу № 9 г. Кудымкара. Классным руководителем была Валентина Ивановна Косенко, отличник народного просвещения РСФСР, очень человечная, добрая творческая натура. Она заложила в своих питомцах начала сотрудничества, «сдружила учащихся». Педагог организовывала различные мероприятия, читала стихи, рассказывала детям жизненные истории, ставшие для школьников уроками нравственности. Традиционным был для класса поход под Гириб, который тоже учил учащихся жизни.

Многие качества В. И. Косенко передались её воспитанникам, в том числе и Нине Вавилиной. Одноклассники В. И. Чудинова, Н. Ф. Воробьёва и другие характеризуют Н. М. Вавилину следующим образом: «Её главное качество – доброта. Благодаря ей наш класс был и остаётся сплочённым. Она справедливая, всегда в курсе наших дел и готова прийти на помощь. Организует встречи нашего класса, и мы ей благодарны. Она очень хозяйственная, всё умеет, и всё в её руках спорится».

Нине Вавилиной в школе нравилась математика. Принимала участие в городских математических олимпиадах, в 6 – 7 классах занимала призовые места.
В старших классах по математике учила замечательный педагог и прекрасный математик Лидия Николаевна Мехоношина, отличник народного просвещения РСФСР.
После окончания средней школы Нина Вавилина решает стать математиком, сдаёт вступительные экзамены в Пермский государственный университет, но немного не хватило баллов. Пришлось вернуться домой. Девушка устраивается лаборантом в родную школу. Через некоторое время её переводят пионервожатой в школу-интернат. Проработав несколько месяцев, Нина оставляет эту работу и начинает готовиться к вступительным экзаменам в вуз.
В 1977 году Нина Вавилина становится студенткой физико-математического факультета Пермского государственного педагогического института. Группа подобралась хорошая. Студенты жили дружно, посещали, в том числе и наша героиня, спортивные секции по баскетболу и волейболу. Нина научилась играть в теннис, пела в сводном хоре со студентами классического университета, участвовала в соревнованиях по медицинской обороне, в качестве художника оформляла факультетскую газету. На четвёртом курсе Н. Вавилина в составе агитбригады ездила по Верещагинскому району с агитацией выпускников школ поступать в пединститут.

Активная жизненная позиция девушки-студентки, умение понять другого человека не позволяли пройти мимо нуждающегося в помощи, совете, поддержке. В институте Нина со своими однокурсницами поддерживала студентов младших курсов, наставляла на путь истинный, особенно юношей, поступивших сразу после школы и непривыкших пока к самостоятельной жизни. И естественно, они остались благодарны своим наставницам.

В 1981 году Н. М. Вавилина, получив специальность учителя математики средней школы, по распределению оказалась в Коми-Пермяцком национальном округе, в Верх-Юсьвинской средней школе, где преподаёт математику три учебных года.  Бывшие  ученики вспоминают своего учителя как прекрасного человека и замечательного педагога.

«Мы выпускники Верх-Юсьвинской школы благодарны судьбе, что в качестве классного руководителя судьба подарила нам прекрасного человека, педагога с большой буквы Вавилину Нину Михайловну. К нам пришла выпускница Пермского пединститута, молодая и самая красивая. Все старшие классы нам завидовали. Наша классная «мама» помогла нам не только раскрыться, но и сумела повлиять на нашу дальнейшую судьбу: 8 человек из класса стали педагогами, как и Нина Михайловна.

Нина Михайловна умела разговаривать по душам, умела находить нужные слова и, самое главное, любому своему ученику создавала ситуацию успеха. Она каждому дарила частичку себя, непростую судьбу подростка пропускала через себя, искала разные способы спасения детской души. Чуткая, отзывчивая, она осталась для нас примером», – говорит о Н. М. Вавилиной бывшая ученица, а теперь директор Верх-Юсьвинской школы Валентина Васильевна Дружинина.

В Верх-Юсьвинской школе было хорошо: классы небольшие, дети послушные, но молодой девушке захотелось романтики, потянуло в дальние края. В  1984 году Нина Михайловна с подругами покидает округ и три года работает в Тюменской области в городе нефтяников Урай.

Однако недаром в  народе говорят: там хорошо, где нас нет. И в 1987 году Нина Михайловна возвращается  в родной город и устраивается преподавателем в Кудымкарское торгово-кулинарное училище.

В 90-е годы в России особо начинают обращать внимание на школьную психологическую службу. В связи с этим появилась потребность в специалистах-психологах.  В 1991 году Управление образования Коми-Пермяцкого окружного исполкома направляет Н. М. Вавилину в Пермский педагогический институт на годичные курсы специального факультета по переподготовке, где она получает специальность «психолог системы образования», и в 1992 году назначается психологом в Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей. Через год открывается Кудымкарский городской психологический центр, куда приглашают Н. М. Вавилину, где она работает до 1997 года, до закрытия центра.

В 1997 году она вынуждена была уйти в Коми-Пермяцкий сельскохозяйственный техникум в качестве  психолога и преподавателя математики. В техникуме Нина Михайловна проработала до выхода на пенсию. Вот как отзывается о ней бывшая коллега заслуженный учитель Российской Федерации Лариса Фёдоровна Лазаревич: «Нина Михайловна Вавилина – человек порядочный, добрый, отзывчивый. Она спокойная, уравновешенная, всегда готова прийти на помощь. Всем, чем может, всегда поможет. Чужую боль воспринимает как свою. Она находит со всеми общий язык.  Нина Михайловна – компетентный в своём деле человек».

Немного отдохнув, Н. М. Вавилина решила ещё поработать и в качестве психолога приходит в Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, где и трудится уже 16-й год. Вначале она отвечала только за психологов, а теперь  является и преподавателем, и организатором курсов, читает лекции математикам, социальным педагогам, психологам, информатикам-физикам, химикам-биологам, логопедам и другим категориям. Сегодня институт обслуживает педагогов не только округа, но и Чернушки, Березников – всего Пермского края. Приведём несколько отзывов слушателей курсов: «У Нины Михайловны всегда приятно заниматься на занятиях» (учитель физкультуры Ленинской средней школы Андрей Анатольевич Шаламов);  «Нина Михайловна Вавилина – прекрасный преподаватель: материал преподносит легко, подробно, понятно. Подача информации презентационная, коммуникативная. На её лекциях царит атмосфера доброжелательности. Как преподаватель заслуживает особой благодарности»   (директор Ленинской средней школы Татьяна Петровна Рыбьякова).

Директор Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования, кандидат эконмических наук Владимир Александрович Беляков высоко оценивает работу своего сотрудника: «Любой трудовой коллектив невозможно представить без важных для общего дела сотрудников. Для коллектива Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования таким сотрудником является Нина Михайловна Вавилина, которая отдала Институту  16 лет. На неё сейчас возложена значительная часть работы по повышению квалификации педагогов Пермского края по приоритетным направлениям, которую она успешно выполняет.

В преддверии юбилея хочется пожелать Нине Михайловне жизнерадостного настроения, уверенности в будущем, новых свершений на хорошо известном поприще, здоровья и счастья».

В 2022 году работа Н. М. Вавилиной как педагога оценена по заслугам: она награждена нагрудным знаком «Почётный работник сферы образования Российской Федерации».

У Нины Михайловны славный юбилей. Члены ветеранской организации Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования поздравляют Нину Михайловну с юбилейной датой и желают здоровья, долгих лет активной жизни, благополучия, радости и добра.

Н.А. Мальцева.