Валентина Егоровна Злобина – Мать-Героиня – воспитала своих детей жить по совести и в гармонии с собой и окружающим миром. Сегодня у неё 26 внуков и 39 правнуков.

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась из нашей памяти и забыть те дни нельзя….Как нельзя забыть тех бабушек и дедушек, которые на себе испытали все тяготы и лишения.

В сентябре 1933 года в деревушке Остапова Кудымкарского района в семье Анастасии Наумовны и Егора Дмитриевича Радостевых родилась четвёртая дочь Валя. Была потом ещё одна малышка, но умерла в младенчестве. У родителей было большое хозяйство, полный двор скота, жили справно. Причём на одной усадьбе несколько семей- братья отца со своими домочадцами. Все работящие, дружные.
Отучилась 4 класса в Шадрино. Первую учительницу звали Аксинья Ефимовна, а в пятом классе учёбу вместе с другими ребятишками продолжили в школе №1 г.Кудымкара. Валя была девочкой шустрой, бойкой, но старательной. Успевала и уроки выучить, и пошкодничать, и маме помочь. Учёба давалась легко, но надо было помогать семье и школу пришлось оставить. Родители целыми днями пропадали на работе, поэтому домашнюю работу делали девочки. Мама была мастерицей и по вечерам, всю зиму и весну, ткала полотно и половики, вязала носки и варежки, а ещё плела кружева. И всему этому учила своих детей. В потёмках, под горящую лучину. Дым глаза ест и они слезятся, но сидишь и делаешь. Старшие сёстры вязали себе носки с узорами, нитки красили сами. Что навяжешь да наплетёшь, с тем потом и на люди выходили. А все инструменты для своих мастериц отец «ладил» сам, тоже был умельцем.
Когда началась война, отца призвали в первые же месяцы. Вечером принесли повестку, тут же забили свинью, устроили проводы. А рано утром более 20 человек с деревни на подводах,с гармошкой ушли. Женщины плакали и дети, глядя на них, тоже заревели. А отец говорит: « Дети не плачьте, не плачьте, я только до тётки съезжу и вернусь.» А вечером мама пришла вся заплаканная и сказала: «Отец ушёл на фронт». Почти что все погибли, в том числе и отец –Егор Дмитриевич. Вернулись единицы. Когда наступила Победа, Валя училась в школе №1. Пришли в школу, а директор говорит: «Сегодня уроков не будет. Война закончилась. Победа!» И дети, радостные, побежали домой. Когда мама узнала,то она сказала: «А у меня война никогда не закончится, муж уже не вернётся…» …и упала.
Работать Вале пришлось начинать очень рано. С 4 класса уже ставили погонщиком на лошади, взрослые целый день на поле, и дети тоже. Потом пришлось научиться пахать. Поблажек не давали никому. Спрашивали как со взрослых. С утра до вечера работали в колхозе, а ночами вязали варежки и носки для фронта. И весь урожай почти что тоже был для фронта. А потом бригадир сказал матери: «Ёгорика, отпускай дочку, силёнок хватит». И Валю отправили в «курени», заготавливать лес. Сугробы в человеческий рост. Пилили двуручной пилой. Чтоб не замёрзнуть, надевали на себя всё, что есть. Девчонки ревут, стонут, руки-ноги ломит, но на следующий день вставали и шли на работу.
Со своим будущим мужем Злобиным Михаилом Александровичем познакомилась тут же в Остапова , куда он приходил на гулянки с Плотникова, вброд через р.Иньва. Поженились и Валя переехала в дом мужа. Сначала жили с родителями, а потом затеяли строить свой дом. Мужиков не хватало, и они вдвоём: где двуручной пилой, где топором. Дом поставили, полный двор скотины завели, а там и детки пошли: 2 сына и 8 дочек. Прожили дружной семьёй 20 лет, а потом Михаил заболел пневмонией и «сгорел» за пару дней. Трактор застрял в речке, провозились три дня в холодной воде и пока вытащили, Миша застудился. Уже в больнице, предчувствуя свою смерть, сокрушался: «Валя, как будешь поднимать детей?!» За все годы супружеской жизни жену ни разу «дурой» не обозвал, а только «Валю» да «малинтусь», а дочек называл «принцессами».
И осталась Валентина в 48 лет одна на такую ораву: мал, мала, меньше…. Полный двор скота: корова, тёлка, свинья, овцы. Затеет стирку –так на целый день. Пельмени лепили всей семьёй: кто скалкой раскатывает, кто бутылкой. Валентина знай только варить успевала, а что-то доставалось ей или нет, кто знает… Сердобольные соседки шептали: «Не мучайся, отдай младших в детдом, тебе же легче…» Не отдала. Да и тётка была со стороны мужа, всегда помогала, чем могла, особенно вещами. Работала в магазине, где продавался уценённый товар, и она подкидывала племянникам обновки. До самой пенсии до 62 лет проработала в колхозе «Россия». Работящая, рукодельница. Даже с такой «оравой» находились женихи, но Валентина сказала, как отрезала: «Зачем я буду детей на чужого мужика менять».
Как и большинство женщин, обиды на свою судьбу не держит, время было такое. Всем довелось хлебнуть. Закалка прожитых лет не даёт ей спокойно сидеть на месте, всё время что-то хочется делать. Зрение ещё позволяет читать газеты.
28 ноября 1979 года Злобиной Валентине Егоровне была вручена медаль «Мать- героиня». А на сегодняшний день у бабы Вали 26 внуков и 39 правнуков. Она их всех очень любит и они тянутся к ней. Не часто удаётся встретиться большой и дружной компанией. Но они нашли выход: создали свой семейный чат и теперь, не смотря на то, где проживает родственник – в Тюмени, или в Уссурийске- они в курсе всех новостей.
Я частенько задумываюсь: эти люди отличались необыкновенной силой духа, стойкостью и выносливостью. Они умели справляться с любыми трудностями. В чём же их секрет? Ведь и взрослые, и дети военной поры перенесли столько лишений.. .И выстояли…

Марина Бражкина.