Надежда Кузьминична Тарасова до сих пор с содроганием вспоминает годы Великой Отечественной войны, когда с протянутой рукой ходила по деревням в поиске куска хлеба.

Интересная, трудная и трогательная судьба у Надежды Кузьминичны Тарасовой, которая родилась 15апреля1932 года в деревенской работящей семье Федотовых, Псковской области, в деревне Щербихино.

Глава семейства Кузьма Федотович Федотов был хозяйственным и трудолюбивым. Их семью считали зажиточной, таких в деревне не любили. Перед войной семья выехала в город Ленинград. Отец, Кузьма Федотович, устроился работать на военный завод, Надежде было тогда 8 лет. Мама, Мария Павловна, была домохозяйкой, воспитывала детей (она была дочерью священника, воспитывала детей в благочестии и правдивости).
В мае 1941 года, по окончании учебного года, старшую сестру Сашу и Надю родители отправили к родственникам в Псковскую область на летние каникулы к тетке. В июле 1941 года Псков был взят фашистами и дети оказались в оккупации, на захваченной немцами земле. Вернуться домой к родителям они не смогли. Вскоре тетка умирает, т.к. тяжелую потерю собственного сына от рук полицаев она не смогла перенести. Наде и ее сестре Саше ничего не оставалось, как пойти с протянутой рукой по деревням в поиске куска хлеба. Они оказались одни одинешеньки, никому не нужные. Не знали куда деваться, а страх и голод погнал девочек побираться и бродяжничать. В одной из деревень жители, узнав, откуда дети, посоветовали поместиться в заброшенном доме, потому, что ходить стало не безопасно и страшно. В любое время можно было навернуться на полицаев, а полицаи никого не щадили, и не известно как могла закончиться встреча с ними. Люди каждый день детям приносили что-нибудь из еды, хотя в это время всем было трудно с продуктами. Народ помнил доброту этой семьи, как в 30-е годы отец Кузьма Федотович поддерживал наиболее бедных односельчан, то меркой муки, то крупой или яблоками из собственного сада.
В поисках партизан в деревню часто наведывались полицаи, чтобы народ не застали врасплох, они круглосуточно дежурили на самом высоком дереве, где повесили церковный колокол. Завидев телегу с полицаями, сторожевые звонили в колокол, и жители убегали в лес. А в лес полицаи боялись соваться. Поскольку Надя была маленькой и слабой, бегать было трудно. На этот случай у них была веревка. Сестра Саша привязывала обессилевшую сестренку и тащила за собой. Однажды, когда народ вернулся в деревню из леса, домов не было. Вместо деревни было пепелище. Полицаи сожгли всю деревню, не оставив ни одного целого дома. Выход был один, копать землянки. Всей деревней копали, чтобы выжить. Помогли и девочкам-сиротам. Наполнили землянку сеном и еловыми ветками. Три долгих года девочки выживали в тяжелейших условиях. Была война, но наш народ всегда помогал — никогда не оставался равнодушным к чужому горю. Надежда Кузьминична до сих пор с содроганием вспоминает те годы.

В 1944 году девочки вернулись в Ленинград, где узнали страшные известия про родителей. Папа, Кузьма Федотович, умер 17 апреля 1942 года, мама, Мария Павловна, 5 мая того же года. Они похоронены на Пискаревском кладбище города Ленинграда. Неизвестно, как бы сложилась судьба сестёр, если бы в первые годы войны они оставались в Ленинграде.

В 1945 году Надя была зачислена в Ленинградское специальное ремесленное училище №27. За 4 года обучения получила профессию швеи, и ее отправили в далекий край – город Кудымкар.
29 декабря 1949 года началась трудовая жизнь Надежды Кузьминичны в Кудымкаре, ставшим на всю жизнь родным городом. Возвращаться в Ленинград было некуда, да и желания особого не было. Коми-пермяцкий народ принял Надежду радушно и с любовью. Работа, замужество, рождение 4-х детей, строительство дома, – все это требовало немало труда и средств. Наконец-то у нее была семья, дом и долгожданное спокойствие, что еще для счастья нужно.
Отработав 7 лет швеей, а впоследствии бригадиром, Надежда Кузьминична стала заведующей швейной мастерской. Много занималась самообразованием (читала умные книги по психологии), чтобы общаться с подчинёнными и управлять коллективом. Работе отдавала всю себя, а дома тоже было работы много. Везде успевала, на всех хватило здоровья. Уже в 70-е годы Надежда Кузьминична, работая в Юрино заведующей ателье, думала о людях, чтобы труд давал положительный результат: премии и хорошее настроение коллектива. Думала о выполнении плана, который обеспечивал всех работников хорошей зарплатой. В 1987 году Надежда Кузьминична вышла на заслуженную пенсию. Она ветеран труда. Сидеть без дела она не могла, и не умела. Полная энергии, она окунулась в домашнюю стихию: огород, скотина, дом, летом любимые внуки собирались у бабушки Нади. Выдержка и терпение, присущие Надежде Кузьминичне на протяжении всей ее жизни, мудрость и рассудительность во всем, ее трудолюбие – эти черты являются основой ее долголетия. Надежда Кузьминична не жалуется на жизнь, хотя часто подводит давление. Каждый раз радуется вновь наступившему дню, гостеприимно принимает всех, кто ее навещает.
Вот такие замечательные люди живут рядом с нами. Их нелегкая судьба достойна нашего внимания, уважения, интереса. У таких людей, как Надежда Кузьминична, есть чему поучиться: жизнелюбию, трудолюбию, упорству в достижении целей, любви к малой Родине и ее людям.
Долголетия и здоровья Вам, Надежда Кузьминична, бодрости духа, крепкого ума и преодоления всех невзгод на своем пути.

Галина ПОПОВА.