Когда иду по улицам села Кува, часто рассматриваю резные яркие наличники на окнах, деревянные узоры на домах, палисадниках. Я без труда узнаю, какой мастер оставил о себе память в этих узорах. Но жизненные «узоры» его не так ярки. По роду своей деятельности я была знакома с этим тружеником совхоза «Кувинский» – Козловым Василием Федоровичем (08.01.1928-14.02.2006).

Вася устал, ему хотелось сильно есть. Мальчик не понимал, почему они ходят с мамой из одной деревни в другую, просят милостыню и где его старший брат Мишка. Он удивился, когда увидел много воды. Мама сказала, что это пруд. На плотине возле мельницы стояли несколько лошадей, запряженных в телеги с зерном, и мужчины, ожидавшие своей очереди молоть зерно. Наказав Васе, чтоб он никуда не уходил, что она придет скоро и принесет ему хлеба, мама ушла. Наступил вечер, а мамы не было. Люди, смоловшие зерно, давно уехали. Вася зашел на мельницу, сказал, что ждет маму, что она обязательно придет. Мельник оказался добрым человеком, разрешил ему остаться на мельнице. Чтобы как-то унять голод, Вася ладонями собирал мучную пыль и слизывал ее. Так началась Васина жизнь в селе Кува.

Днем Василий ходил по домам и просил милостыню, ведь с мамой он это уже делал. Кто-то давал ему краюшку хлеба, кто-то картошку, а кто-то просто выгонял, но были и такие люди, что приглашали в дом, кормили. Каждый день он приходил к мельнице, часами сидел, ждал маму, спрашивал у мельника, не искала ли она его. Спать приходилось, где попало, но к осени ночи стали холодными. Раз попросился ночевать в дом к одной немолодой семейной паре, пустили, накормили. Днем Вася ходил просить милостыню, а ночевать приходил к ним. Время шло, Васю никто не искал.
Козлов Федор Иванович и Надежда Ивановна были уже не молодыми, детей у них не было, растили у Надежды Ивановны племянницу Клавдию. Видя, какой послушный, спокойный и умный мальчик, они решили усыновить его. Так в 6 лет Вася приобрел семью, но не папу и маму, а бабушку и дедушку, и стал Козловым Василием Федоровичем. Опекуны заботились о нем, но и Вася старался быть благодарным, помогал, как мог. Вечером, старательно выучив уроки, уже в постели он мечтал, как мама придет к нему и он покажет дневник с «4» и «5»-ми. Мама будет гордиться им и возьмет к себе. Становясь старше, Василий уже не мечтал об этом, но дал себе слово, что когда вырастет, то обязательно сам найдет маму.
После уроков он бежал работать в колхоз, работал и в каникулы. После окончания Кувинской семилетней школы, выбора, куда пойти, кроме колхоза у него не было. Тяжело было работать и жить особенно в годы войны.
Дед Федор был плотником и печником, а в строительстве мостов ему не было равных. Свои знания и навыки он старался передать Василию. Всегда ему наказывал: «Трудись не покладая рук, живи с чистой душой». Василий слушал деда, учился его ремеслу, трудился.
Бабушка Надежда Ивановна всегда думала, с кем Василий останется, если рядом их с дедом не будет. Нашла из соседней деревни такую же спокойную, работящую девушку Антонину Радостеву. Сговорившись с ее матерью, в 1945 году, когда Василию было только 17 лет, а невесте почти столько же, они их поженили. Выбор оказался удачным. Молодые полюбили друг друга. С 1948 по 1953 год Василий служил в Тихоокеанском флоте, был старшиной. Пять лет ждала его жена, писала ему письма и с нетерпением ждала ответа. Лишь только один раз Василий приезжал в отпуск.
Вернувшись со службы, немного работал в Кудымкаре в артели «Кожевник», затем в Самковском леспромхозе, но основная трудовая деятельность его в колхозе «Кува», а после его реорганизации в совхозе «Кувинский». Стаж работы Василия Федоровича – 42 года. Как он сам сказал: «Работал куда пошлют. Был и трактористом, комбайнером и бригадиром, плотником, печником, даже конюхом». Это был трудолюбивый, исполнительный, знающий и умеющий по хозяйски, качественно выполнить любую работу. К советам Василия Федоровича всегда прислушивалось руководство бригады, отделения и специалисты совхоза.
Летом 1962 года случилось несчастье: сгорел дом со всеми постройками, хозяйством. Василий Федорович приложил максимум сил, энергии, в итоге уже осенью семья, где было уже 3-е детей, перешла в новый дом. С каждым годом на доме появлялись все новые и новые узоры. Помог построить просторные дома сыновьям.
Всю жизнь Василий Федорович трудился, не сидел, сложа руки. Трудно было жить большой семье на колхозные трудодни, а потом небольшую совхозную зарплату. Держали скот, выращивали овощи, дети росли послушными, трудились. После работы выполнял заказы, придумывал узоры, рисовал их, выпиливал вручную из дерева, собирал из них наличники.

Заказов было очень много, всем хотелось иметь красивые наличники. Вначале учет не вел, а потом решил записывать, оказалось, что он украсил наличниками более 300 домов в селе, деревнях и даже за пределами района и округа.

Это поистине грандиозный труд. Никому не отказывал, если кому нужно сложить или отремонтировать печь, сделать стол или шкаф. Выйдя на пенсию, он с особым желанием занялся любимым делом. Украшал дома детей, они такие же красивые, все в узорах. Детей у Козловых 8 человек: пять сыновей и три дочери, только две дочери уехали из родного села, остальные живут рядом. Мастерил для них мебель, целые стенки, добротные, качественные. В одно время зимними вечерами делал различные шкатулки из открыток с фотографиями, подарил на память всем внукам, а их в то время было уже 20. Еще он сплел лапти для себя и маленькие для внуков.
Мне привелось побывать у мастера в доме. Сразу в глаза бросились три большие фотографии в рамках. На них три моряка: Василий Федорович и его сыновья Анатолий и Павел. В доме вся мебель с любовью сделана хозяином. Василий Федорович отличный собеседник, он рассказал мне о своей жизни. Всю жизнь ему хотелось найти свою кровную родню. С детства помнил, что родился в деревне Большая Половинка, помнил, где стоял их дом, знал, что рядом жили родственники.
Не раз он ходил пешком по старой дороге в Юрлинский район, позже ездил на автобусе, искал родню, документы в архиве. Узнал, что на самом деле он Епишин Василий Михайлович, но документы переделывать не стал.
Их семью раскулачили, хотя они не были богатыми, просто жили немного лучше других. Отца зверски убили, дом и все, что у них было, конфисковали. Семья осталась без средств существования. Нашел старшего брата Михаила, которого тоже мать не растила, нашел и свою мать, звали ее Евдокия. Василий Федорович простил ее, привез жить к себе. Немного прожив у сына, она сказала: «Своих не растила, чужих не надо», собралась и уехала обратно. Очень было обидно, ведь в детстве ему так хотелось материнской любви, всю жизнь мечтал, что найдет свою мать. Когда нашел ее, думал, что мать теперь даст свою любовь его детям, своим внукам. По доброте своей хотел скрасить ей одиночество и старость. Больше он ее не видел. Так получилось, что с братом и другими родственниками близкие отношения не сложились.
Тяжело было Василию Федоровичу, когда в 1999 году ушла из жизни его жена Антонина Федоровна, с которой они в мире и согласии прожили более полувека, вырастили прекрасных детей. К сожалению, двух сыновей уже нет в живых из-за болезни, растут правнуки.
Много неприятностей и бед пришлось пережить в жизни Василию Федоровичу, все не описать, но он все выдержал. Не выдержал лишь тяжелой коварной болезни, которая унесла его жизнь в 2006 году. В родительском доме живет младший сын Федор, у него большая семья, он, как и отец, любит столярничать.
Односельчане помнят трудолюбивого, простого человека с добрым сердцем и открытой душой, Козлова Василия Федоровича, которого природа одарила талантом художника и золотыми руками.

Н.С. Истомина.
Фото из домашнего архива М. Козловой