Мои дети и внуки любят домашний хлеб, поэтому я иногда пеку белый хлеб, чтобы их побаловать. Было время, когда месяцами не получали заработную плату, хлеб пекла часто. С вечера я замешала тесто, утром встала рано, дважды припустила его. Истопила русскую печь, а когда она истопилась, положила тесто в специальные формы, подождала, когда оно поднимется, отправила в печь. Хлеб получился на славу: буханки высокие, с тонкой золотистой корочкой, ну в точь как у мамы.

Моя мама пекла очень вкусный хлеб. Став уже взрослыми, когда мы собирались у нее за столом, то хлеб исчезал со стола первым. Хлеб был ноздреватый, пышный, не крошился, как современный из магазина. Если она шла проведать сыновей или меня, то всегда несла каравай испеченного хлеба. Ее караваи были красивые, как на картинке. Если придавить каравай рукой, то через несколько секунд он примет прежнюю форму. Хлеб она пекла разный: по праздникам чисто пшеничный, в будни ржано-пшеничный, иногда пекла подовый хлеб.
Мама учила меня и снох премудростям хлебопечения. Бывало, что у меня хлеб не всегда получался удачным. Она, только глядя на внешний вид моего хлеба, говорила, в чем мои ошибки. Не зря говорят: «Та же мучка, да не те ручки».
Моя мама Чудинова Александра Павловна родилась в многодетной крестьянской семье в деревне Васюково Кувинского сельского света. Она была вторым ребенком в семье Мошева Павла Петровича и Веры Петровны. Жили за счет своего хозяйства, а потом, когда был организован колхоз, они вступили в него. Ее мать родила 11 детей, 5 детей умерли в детском возрасте от оспы, один в 14 лет от воспаления легких. Выросли пятеро: Матрена, Александра, Дмитрий, Зоя, Ира.
Окончив Кувинскую семилетнюю школу, мама мечтала учиться дальше, но не было финансовых возможностей. Зарплату в колхозе начисляли трудоднями, на них выдавали зерно и другие продукты, поэтому мама осталась работать в колхозе на разных работах.
22 июня 1941 года отец сообщил семье, что началась война. Старшая дочь Матрена была в отпуске, она работала учительницей в Гайнском районе. Отец сказал, чтоб оставалась дома, помогала матери растить младших брата и сестер. Вскоре отца забрали в трудовую армию, работать на военном заводе в г. Нижний Тагил, где он и умер от воспаления легких в феврале 1944 года.
Всех трудоспособных мужчин из деревни отправили на защиту Отечества, остались женщины, дети и старики. На собрании колхозники Матрену назначили счетоводом, а маму бригадиром, передав ей и склады с зерном. Было тяжело молодой девушке справляться со своими обязанностями, но колхозники понимали всю ответственность, работали за себя и мужей, ушедших на войну. Матрена была секретарем комсомольской организации, организовывала молодежь для сбора посылок на фронт. В каком либо доме собирались девушки и женщины, пряли шерсть, вязали носки и варежки, стряпали зимой пельмени, замораживали, сушили картофель, измельчали табак, выросший в чьем либо огороде. Мама принимала в этом активное участие. Все это отправляли на фронт.
После окончания войны домой стали возвращаться мужчины. Мама в 1949 году сдала свою должность и устроилась работать помощником пекаря в Кувинском сельпо, потом ее отправили учиться на курсы пекарей.
Встретила свою любовь, красивого парня Чудинова Андрея Степановича, создали семью. Жили в деревне Важ-Пашня вначале с его приемными родителями, потом построили рядом дом. Родились пятеро детей: Вячеслав, Людмила, Николай, Василий, Владимир. Когда младшему сыну было всего лишь 4 месяца, а старший сын служил в армии, отец скоропостижно скончался. Видя, как тяжело маме с хозяйством, детьми, находились люди, которые советовали сдать младшего в детский дом, но мама об этом даже не хотела и слушать.
Работа на пекарне была физически нелегкой, многие не выдерживали, уходили, а мама работала. Мы с братом Николаем часто ходили на пекарню,чтоб хоть немного помочь ей.
Видели, какой тяжелый был труд, не было никакой механизации, все делали вручную. Чтоб поставить тесто, приносили ведрами воду с речушки, со склада заносили 60 килограммовые мешки с мукой, замешивали руками тесто. Использовали не дрожжи, а закваску. Нужно было заносить много дров, по очереди топить три огромные печи, печь хлеб. Буханки хлеба вначале были килограммовые, по три штуки в формах. К праздникам пекли булки, бублики.

» Хлеб у мамы всегда получался удачным. Он был изумительно вкусным, с легкой поджаристой корочкой. Купив хлеб и идя домой, мы, как и многие дети, обгрызали буханку со всех сторон. Это – незабываемое ощущение. В помещении пекарни стоял всегда насыщенный хлебный запах, даже на улице чувствовалось, что рядом пекарня. Приезжие люди всегда говорили, что в Куве пекут очень вкусный хлеб.

Жизнь не стоит на месте, внедрялись передовые методы торговли. В селе открылся новый продуктовый магазин. В 1965 году стали создавать коллектив, который бы работал на доверии. Правление сельпо выбрало на эту работу трех женщин, в том числе и нашу маму. Так мама стала продавцом, проработав в этом качестве до августа 1977 года, до выхода на пенсию. Профессия продавца тоже была не из легких. Не было грузчиков, сами выгружали машины с товаром, ящики с продуктами были большими, тяжелыми, а мешок с сахарным песком весил 100 кг. Во время дефицита товаров приходилось каждому покупателю находить подход, объяснять.
Дома всегда имели хозяйство: корову, свинью, овец, кур, дети помогали. Тяжело было во время заготовки сена. Помню такой случай, который изменил мамино мировоззрение. Наш покос был за 7 км от дома, лето было дождливое, траву скосили, а сгрести сено погода не дает. Придем на покос всей семьей, а тут начинается дождь и так несколько раз ходили зря. Соседка говорит маме: «Шура, встань на колени перед образами, да помолись, чтоб Бог дал вам возможность собрать сено, да запомни, если сгребете, то поедешь со мной в Егвинскую церковь, Бога нужно отблагодарить». Что делать, не пропадать же сену, мама помолилась. К удивлению, утром небо прояснилось, вышло солнышко, мы пошли на покос. День простоял солнечный, сено подсохло и мы сгребли его, а в следующе дни снова лил без конца дождь. Мама с соседкой съездили в церковь, помолились. С тех пор она стала ездить в церковь, ходить в молебный дом в Куве.
Выйдя на заслуженный отдых, мама не сидела сложа руки, по-прежнему содержала корову, огород, вязала детям и внукам носки, варежки, ткала половики, помогала растить внуков. Ей было уже почти 90 лет, когда весной она попросила сына вспахать ей огород. Брат возражал, однако мама сказала: «Нельзя, чтоб пустовал огород, немного, но посажу». Брат утром до работы вспахал ей мотоблоком две грядки и сказал: «Мама, ты не сади, мы после работы придем и посадим, все, что ты хочешь». Ну, разве мама послушает, до вечера она посадила немного лук и картошку, но уже ухаживать не могла. Я ее перевезла к себе. Умерла мама на второй день после 90-летнего юбилея. Все ее дети, кроме старшего сына, живут и трудятся в родном селе.
Моя мама имеет награды: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», 30, 50, 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., медаль материнства II степени, медаль «Ветеран труда», значок «Отличник советской кооперации».

Л.А.Гусева.

Н.С. Истомина (Кружок «Память Кувинской ветеранской организации»).