На днях старейший сотрудник системы образования, старший методист Коми-Пермяцкого института повышения квалификации работников образования Маргарита Галкина отмечает свой юбилей. Более 50 лет она проработала в учреждениях образования округа, из них в течение 18 лет возглавляла лабораторию «Этнокултурное образование в условиях двуязычия» в Коми-Пермяцком институте повышения квалификации работников образования. За долголетний и плодотворный труд она награждена знаком Министерства образования РФ «За верность профессии».

Галкина Маргарита Егоровна родилась 3 ноября 1953 года в д. Гырово, что в Верх-Иньвенском с/совете. Отец и мать работали в колхозе «Иньва», кроме нее в семье были 3 брата-брюнета.
После 8 класса Разинской школы Маргарита закончила Кудымкарское педагогическое училище и 2 года работала учителем начальных классов в Визяйской 8-летней школе. После неудачной попытки поступить на учебу в Пермский госуниверситет (тогда требовалось отработать 3 года по диплому) перевелась на работу в родную Разинскую школу. Но мечту получить высшее образование не оставила. Уговорила директора Г.Н.Галкина получить направление на учебу в Пермский педагогический институт. Училась с большим желанием. Умную и целеустремленную настырную рыжеволосую студентку заметила руководитель коми-русского отделения института Е.В. Ботева и перед окончанием в 1980 году предложила продолжить учебу в аспирантуре. Однако, здесь проявилась черта характера, свойственная рыжеволосой натуре. Вопреки судьбе решила идти работать по специальности. Распределилась в Гуринскую среднюю школу языковедом и в добавок стала организатором внеклассной работы. В школе ей понравился молодой, слаженный учительский коллектив во главе с директором В.А.Лунеговым. Подружились с молодыми учителями Н.М.Бузиновой, Г.К.Мишуровой и др. С удовольствием вела уроки коми-пермяцкого и русского языков и литературы, а по воспитательной работе она опиралась на классных руководителей и ученическое самоуправление. Так, набираясь опыта, проработала три года. Но ей казалось, что она способна на большее.
В 1983 году ей предложили должность организатора внеурочной деятельности в Кудымкарском торгово-кулинарном училище. Работа спорилась, а главное, дали комнату в общежитии, казалось бы, все хорошо. Но хотелось работать по профессии, учителем. В 1985 году появилась возможность перейти в родную Разинскую школу, школу детства. Тут учительский коллектив избрал ее директором школы (была такая демократическая свобода в школах короткое время) и работала она в этой должности до 1990 года. Однако, монотонная, больше административная, чем педагогическая работа ей опять стала не по душе, хотелось чего-то большего: хотелось творческой работы и она без колебаний приняла предложение возглавить вновь создаваемую в Кудымкаре Лабораторию от Института национальных проблем образования РФ (Москва). Начинать пришлось с нуля, без помещения, без методической базы, без кадров.
Здесь, очевидно, опять взяли верх черты рыжеволосой личности. Все, конечно, знают что рыжий – человек особенный. И особенный не только по натуре и поведению, но и в плане генетического состава. Даже врачи с опаской принимают решения при лечении рыжеволосого человека.
Вставка. Немецкий исследователь Ганс Шифф в своей работе «Рыжеволосые» (1964) вот так описывает его обобщенный портрет:

«Прежде всего это натура яркая и противоречивая: он верит в свою звезду и судьба милостива к нему, но он порой легко теряет ее щедрые подарки. Он упрям в достижении своей цели, но может неожиданно сменить позицию на противоположную. Он обычно осторожен – но способен внезапно взяться за дело, обреченное на провал. Он энергичен, насыщен идеями, неспокоен, склонен к авантюрам. Им не нужно прилагать усилия, чтобы их выделили из толпы. Стремление к первенству у них в крови. Человек с рыжим цветом волос никогда не даст в обиду ни друзей, ни любимых, ни себя. Такие люди – борцы по натуре. Они всегда стоят до конца, что бы ни случилось. Когда нужно, они могут проявить резкую грубость при виде несправедливости».

Огненный цвет волос самый неоднозначный и загадочный из всех. Они особенные и по характеру, и по образу жизни. Они позитивные, немного строптивые, чудаковатые, но они «более впечатлительны, более чувствительны и более склонны к переживанию, чем другие люди».
Многие из этих утверждений имеют место в натуре Маргариты Егоровны.
Однако ни особенный характер и образ жизни не мешали доводить до конца любое дело, которые ей предлагала судьба.
Научно-методическая работа. 1990 год. Институт национальных проблем образования РФ (г. Москва) предложил открыть в Коми-Пермяцком автономном округе Научную лабораторию для создания методической базы преподавания коми-пермяцкого языка и литературы в школах округа. Возглавила ее Маргарита Егоровна. К этому времени она имела уже солидный опыт педагогической, организаторской и руководящей работы, устоявшийся характер.
Эта лаборатория при поддержке кандидата педагогических наук З. К. Тудвасевой, за короткий период провела большую работу по подготовке рукописей учебников коми-пермяцкого языка и литературы для начальной и основной школы к изданию. Лаборатория как научное подразделение, осуществляла также рецензирование и апробацию этих учебников. В качестве участников эксперимента выступали более опытные учителя школ: Н.Е. Бражкина, Р.С. Надымова, Н.И. Полуянова и др., позже удостоенные высокого звания «Отличник народного образования». В Управлении образования Коми-Пермяцкого округа (зав. окроно Ю.А. Моисеевских) тогда была принята программа «Национальная школа», через которую финансировалось издание учебников и другой учебно-методической литературы.
В тяжелые перестроечные годы Московский институт постепенно прекратил финансирование, а администрация Коми-Пермяцкого округа взять на свой бюджет возможности не имела и около 5 лет сотрудники лаборатории влачили жалкое существование на случайных заработках, но работу не прекратили. Только в 1995 году, под давлением педагогической общественности, Окроно частично включило лабораторию в штат Коми-Пермяцкого института усовершенствования учителей. Вместе с лабораторией прошла этот сложный путь ее заведующая М.Е. Галкина, но выстояла.
Все эти годы в составе института коллектив лаборатории «Этнокультурное образование в условиях двуязычия» (М. Галкина, Т. Васькина, М. Вилесова, Л. Томилина Т. Меркушева, В. Анфалова и др.) работал над научно-методическим сопровождением этнокультурного компонента содержания образования, в том числе апробацией и внедрением нового учебно-методического комплекта (УМК) для изучения коми-пермяцкого языка. Лаборатория определяла опорные школы и мобилизовала наиболее подготовленных учителей для участия в апробации учебно-методического комплекта, куда входили: учебное пособие, примерная рабочая программа, дидактические материалы, технологические карты, контрольно-измерительные материалы и презентации к урокам.
В ходе научно-методического сопровождения педагога-апробатора в течение учебного года проводились научно-методические семинары с учителями коми-пермяцкого языка на базе опорных школ с привлечением авторов-составителей. В ходе семинаров учителя демонстрировали открытые уроки, активно обсуждали наиболее сложные вопросы грамматики коми-пермяцкого языка. По итогам обсуждения производилась корректировка разработанных материалов. Регулярно проводились диагностические процедуры, выявлялось качество усвоения учащимися преподаваемой дисциплины. По результатам диагностики учителя школ корректировали свою работу с учениками.
В настоящее время лабораторией уже разработаны федеральные образовательные программы по коми-пермяцкому языку и литературе в условиях реализации обновленных ФГОС (федеральных государственных стандартов) начального и основного общего образования, идет доработка уже созданных учебных пособий (учебников) по родному языку и литературе для 5 – 9 классов, проводится учебно-методическое сопровождение педагогов. Лаборатория проводит научные конференции, конкурсы и олимпиады для учителей и школьников. Работа проводится большая. И, надо сказать, с поставленными задачами она успешно справляется.
Кроме того, по просьбе Администрации Афанасьевского района Кировской области, где проживают зюздинские коми-пермяки, сотрудниками лаборатории совместно с носителями языка разработан и издан Букварь на верхнекамском (зюздинском) наречии коми-пермяцкого языка.
Для координации деятельности лаборатория проводит социологические исследования. Последнее «Этнокультурное пространство Коми-Пермяцкого округа в условиях реформы системы образования» дало неутешительные результаты. К сожалению, отход от родного языка продолжается по всем направлениям, особенно в школе. Политика оптимизации школьной сети привела к сокращению изучения коми-пермяцкого языка. С 1995 по 2020 гг. число школ уменьшилось почти наполовину: закрылись малокомлектные деревенские школы, в которых изучали родной язык. Теперь только в 30 школах округа изучают язык 1554 ученика, или около 10%. Главная причина кроется в отсутствии требований единой государственной национальной политики на территории округа. Другая причина кроется в диспозиции родителей: нежелание учить родному языку детей не только в школе, но и семье. Обидно, что большой методический инструментарий, наработанный коллективом лаборатории, не может быть в полной мере реализован.

Маргарита Егоровна сегодня – это опытный руководитель, специалист своего дела. Она много читает, интересуется событиями в мире, всегда имеет свою точку зрения на происходящие события, в том числе, в вопросах сохранения и развития родного языка в условиях новой образовательной среды, а по своей специальности она является «ходячей энциклопедией».

Галкина ведет большую общественную работу. Она член общественного совета по развитию языка при Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа, член совета по присуждению писательских премий, член общественной организации общества «Югöр» и, наконец, она активно работает в составе региональной организации партии «Справедливая Россия – За правду».
Награды: Звание «Почетный работник общего образования РФ» (2006), Нагрудный знак «За верность профессии» (2022).
Маргарита Егоровна воспитала сына Антона, который получил высшее образование и успешно трудится по своей специальности.

А. Коньшин.
Фотографии из архива института.