Накануне праздника женщин я хочу рассказать о жизни человека, отдавшего себя, свои силы труду на благо общества, человека сложной, трудной судьбы, испытавшей немало в своей долгой жизни. Это Раиса Андреевна Ошмарина (Баяндина), моя родная сестра. 27 января ей исполнилось 90 лет, но, к сожалению, отметить свой юбилей она толком не смогла, так как второй год уже как прикована к постели, недвижима.

Раиса родилась в деревне Нёльсина Дёминского сельского совета в 1933 году в многодетной семье Андрея и Пелагеи Баяндиных, рано познала тяжёлый труд в деревне, как по дому, так и в колхозе, особенно в военное и послевоенное трудное время. Отца в сентябре 1941 года взяли на фронт, а в апреле 1942 года погиб, защищая Москву, оставив жену и детей своих сиротами, без всякой посторонней помощи и огромных налогов государству. Семьи колхозников тогда испытывали страшные трудности: толком ни одеть, ни обуть, а иногда и есть. Выживали с трудом, как могли. Старшие сёстры: Зоя ещё перед войной поступила в педтехникум (так тогда назывался), не бросила, с трудом, с перерывом по болезни, но в 1945 году закончила и пошла работать в школу, проработала учителем 45 лет; Нине в 1943 году исполнилось 16 лет и её взяли в ФЗО, но вскоре оттуда сбежала в брезентовых ботинках на толстой деревянной подошве, из-за тяжёлых условий в колхоз не вернулась, тайком от колхозного начальства устроилась на производстве, паспортов тогда у колхозников не было.
Мы с Раей выполняли всю домашнюю работу, ухаживали за скотом, валили вдвоём вручную лес на дрова, благо помогал нам по дому наш дед, возрастом более 70 лет, отец нашего папы, мама в колхозе на проходной, зимой по неделе не бывала дома, возили зерно на лошадях в Менделеево фронту.

Мы с Раей в 1942 году, мне шесть с половиной года, Рае – девять с половиной лет, начали работу в колхозе с прополки посевов на полях, а осенью дёргали лён и ставили на сушку. Подросшие, работали на лошадях и на покосе, а после работы вечером, пока видно, меж кустов по берегам реки и в болотистой местности заготовляли сено своему скоту, таскали ношами сырую траву на поляну для сушки, после войны весной катали лес в реку из штабелей у леспромхоза, чтоб подзаработать деньги на расходы, колхоз расчитывал по 10 коп. на трудодень.

Нужда заставляла. И так круглый год, без выходных, о каких-то отпусках не было никакого понятия. После окончания семилетки, из-за тяжёлого материального положения, Рая никуда не поступила, осталась в деревне с мамой, а я продолжил учёбу в школе, пока не получил среднее образование.
В 1957 году Рая с подружками решила попытать счастье, уехала в Казахстан на целину, но вскоре вернулась обратно из-за плохих жилищных условий. Снова колхоз. В 1963 году Рая связала свою судьбу с Иваном Ошмариным, с таким же сиротой войны, а в 1964 году уехали в Култаево, в пригородный колхоз «Россия», впоследствии награждённый орденом Ленина, стал миллионером, где работали на разных работах. Её приметили как старательную, трудолюбивую, грамотную и на летний период ставили то звеньевой, то старшей, поощряли премиальными за успехи в работе, награждали знаками «Победитель соцсоревнования», давали льготные путёвки в дом отдыха и на санаторно — курортное лечение. Пользовалась почётом и уважением в коллективе и среди знакомых села. Долгое время трудилась в теплицах по выращиванию огурцов и помидоров. Когда вышла на пенсию, в 1988 году, Раису Ошмарину наградили медалью «Ветеран труда» и присвоили звание «Почётный колхозник», была доплата к пенсии и льготы, бесплатно давали молоко с доставкой на дом. К 75-летию Победы вручили памятный знак-жетон в футляре. Сначала жили в деревянном доме, затем дали в новом 3-х этажном доме благоустроенную квартиру со всеми удобствами, был огородик, каждый год держали поросёнка, с мужем Иваном были старательные, он тоже ветеран труда, но здоровьё было неважное, и в июне 2015 года он ушёл из жизни.
Раиса осталась одна, детей не было. Вдалеке от нас ей было тяжело одной, к тому же очень непристойно вела себя с ней одна из дальних родственниц. Поэтому в 2020 году, одинокую и больную, я её забрал к себе в Кудымкар. Мы ей купили квартиру на свои деньги, перевезли её и вот уже третий год живёт в ней. Мы с сыном и женой за ней ухаживаем, она довольна, всё понимает, но, к сожалению, стала недвижима. Часто приглашаю врача на дом, вызываю, когда надо, скорую, навещают её также работники соцзащиты и осуществляют контроль работники МВД «Кудымкарский».
Вот так сложилась под старость жизнь человека — труженика. Вот что пришлось испытать в страшные, лихие трудные годы войны и после детям — сиротам погибших защитников Отечества. И очень жаль, что мы – дети-сироты –до сих пор НИКТО!

Николай Баяндин, ветеран педагогического труда.