Нас, внуков Мошева Павла Петровича, 16 человек, хотим рассказать о нем.
К сожалению, дедушку мы не видели, знаем о нем совсем немного из рассказов наших родителей. В настоящее время у него 25 правнуков, есть праправнуки. Наш дед Павел Петрович
в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. не был на полях сражений, но работал на военном заводе в городе Нижний Тагил Свердловской области. Это был неимоверно тяжелый труд, не легче и условия проживания.

Мы хотим, чтобы наши внуки, правнуки знали и помнили, какой ценой досталась победа в борьбе с фашизмом, что вклад в эту великую победу вложил и наш дед Мошев Павел Петрович.
В семье Мошева Петра Арсеньевича и Ирины Егоровны было четверо детей: Павел старший сын, сестры Мария и Татьяна и Александр (погиб в ВОВ). Жили в деревне Васюкова Кувинского сельского совета.
В 1921 году Павел женился, привел жену Веру Петровну Мелентьеву из деревни Катаево. Через год родилась первая дочь – Матрена. Молодые жили вместе с родителями, их дом стоял у дороги, на этом месте сейчас живет внучка Маргарита.
Мошевы вели крестьянское хозяйство, имели земельный надел, сеяли зерновые, лен, рубили лес, выкорчевывали пни и на это место сеяли репу. Держали две коровы, лошадь, свинью, которую весной выпускали в лес на подножный корм, а осенью приводили ее уже с поросятами.

Павел Петрович был уважаемым человеком в деревне, его уважали за спокойный доброжелательный характер, к нему приходили деревенские мужики за советом, тем более был грамотным, умел читать. В крестьянских делах помогал не только советом, но и делом.

Так, в 1930 году, узнав, что есть рожь «четырехрядка», которая дает более высокий урожай, он собрал деревенских мужиков и рассказал об этой зерновой культуре. После чего мужики собрали деньги, и дед съездил на лошади в Кудымкар за семенами.
Жизнь была нелегкой, нужно было платить налоги за землю, хотя урожай был не всегда хорошим. С детства дети собирали и заготавливали впрок грибы, ягоды, пистики, пиканы. В неурожайные годы ели хлеб с мякиной, с сушеными пистиками, корой, выручала картошка, репа, капуста.
С 1929 по 1935 год была в стране введена карточная система из-за дефицита промышленных товаров. Но возможности у крестьян купить по карточкам ни одежду, ни обувь, ни инвентарь не было, продать крестьяне сельхозпродукцию не могли из-за низких урожаев. Носили домотканую одежду, для этого выращивали лен, потом пряли, ткали и шили одежду, на ногах носили лапти.
В 1934 году в деревне Васюково стали создавать колхоз, назвали его в честь съезда, проходившего в этом году: имени «17-го партсъезда».
Павел Петрович в числе первых записался в колхоз, по его примеру вступили другие. Увел на общий двор корову, лошадь, сдал плуг, сеялку. Деревня постепенно оживала, не стало совсем бедных. Колхозники строили дома, амбары, фермы для скота. Павел повредил топором колено, стал хромать. Позже из-за этого его не взяли в действующую армию.
14 октября 1937 года отца Веры, Мелентьева Петра Фроловича (1876 года рождения) проживающего в д. Катаево, обвинили как контрреволюционера, повстанца, приговорили к 10 годам тюрьмы, а через месяц без суда и следствия расстреляли (позже реабилитирован). С того времени за семьей Мошевых был установлен особый контроль. Печать дочери «врага народа» повлияла на всю семью.
Семья Павла и Веры росла. Но эпидемия оспы в конце 30-х годов унесла 5-рых детей. В семье уже были больные дети, однако медики не принимали отказ родителей, сделали прививки детям, чем увеличили их смертность. Родители очень любили детей, переживали о такой утрате. Жалели сестренок и братишек и старшие дети. В это же время умер отец Павла.
В 1939-1940 годы Мошев Павел Петрович строил большой новый дом. Соседи, родственники помогали, особенно братья жены Михаил и Александр Мелентьевы.
В 1941 г. началась Великая Отечественная война. В новый дом перейти не успели. Отец сказал старшим дочерям: Матрене, чтоб не уезжала учительствовать в Гайнский район, оставалась дома, помогать растить младших, Александре тоже оставаться и работать в колхозе. В семье в то время были, кроме старших дочерей, Дмитрий, Иван, Зоя, Ира. Павла Петровича призвали в трудовую армию. Провожали его и еще двоих колхозников всей деревней. На левой руке он нес маленькую Иру, а правой рукой держал за руку шестилетнюю Зою. Рядом шли жена, мать и остальные дети, все плакали. Так шли они несколько километров. Потом призванные мужчины уехали на лошади, запряженной в телегу в село Белоево в военкомат.
Деда отправили в город Нижний Тагил Свердловской области на работу на военном заводе.
В городе 40 заводов, в основном, они были эвакуированы с западной части страны. Большинство заводов наспех строились за городом. Объединившись, эти предприятия представляли собой комплекс. Плавили металл, чугун, выпускали детали, гранаты, пушки, танки и многое другое. «Все для фронта, все для победы» — под таким лозунгом жили и трудились советские люди, не жалея здоровья и сил.

Рабочие завода, призванные через военкомат из Пермской, Свердловской, Челябинской областей жили в наспех построенных бараках, кругом щели, холод. Чугунная печка, стоящая в середине, не обогревала, топили сырыми дровами. Был 12- часовой рабочий день без выходных и отпусков. В цехе такой же холод, что и на улице. Питание очень плохое. После работы весной Павел Петрович с другом не раз ходили на колхозные поля собирать капустные кочерыжки и гнилые картошки.

К отцу дважды приезжала старшая дочь Матрена, моя мама. Она рассказывала, чтобы купить билет на поезд, нужно на станции пройти санобработку, получить справку. Это была профилактическая мера против тифа и вшей. Она увезла отцу хлеб и другие продукты, одежду. Отец был худой, больной. В большом чане она согрела воду, принесенную с речушки, вскипятила одежду отца, так как в ней были вши.
Потом ездила вторая дочь Александра. В Карагае у нее украли мешок с продуктами, но она не побоялась, догнала вора и отобрала мешок.
Осенью 1941 г. в колхозе был хороший урожай зерновых. Председатель колхоза Отинов Г.М. попросил новый дом Мошевых для сушки зерна. Бабушка разрешила.
Письма Павел Петрович писал очень редко, не жаловался на тяжелые условия труда и жизни, интересовался здоровьем детей, их учебой. Просил, чтобы Дмитрий не пропускал занятия в школе, работал в колхозе после уроков и в выходные дни. Старшим дочерям наказывал, чтобы строже относились к младшим. Его очень беспокоило, что не успел закончить строительство дома и перевести туда семью, а старый дом требовал ремонта.
В январе 1943 года у деда своровали единственную теплую одежду — фуфайку. Не мог он оставаться в казарме, допустить прогул, за что очень строго могли наказать. На работу ходил в пиджаке, а до завода более двух километров. Простыл. Антибиотиков тогда еще не было. Письмо с просьбой привезти ему одежду, пришло слишком поздно. 2 февраля 1944 года Мошев Павел Петрович умер. Могила его неизвестна.
После войны семья Мошевых состояла из матери Павла Петровича, Веры Петровны и детей: Матрены, Александры, Дмитрия, Ивана, Зои, Ираиды. В 1947 году умер Иван от воспаления легких.
Вера Петровна стала просить у председателя, чтоб вернул колхоз ей новый дом. Однако, председатель ей напомнил, что она дочь врага народа, чтоб жила «тише воды и ниже травы». В доме открыли детский сад, затем его перевезли на Запрудскую ферму под красный уголок, после этого дом еще менял свое место. В настоящее время этот дом стоит в селе Кува, там живет семья. Думаю, не только семья нашей бабушки, но и душа нашего деда все эти годы страдала от несправедливости. Страдал и дом, не имея постоянного места.

Все пятеро детей Павла Петровича и Веры Петровны жили и трудились в селе Кува и деревне Васюкова, были хорошими тружениками, вырастили трудолюбивых детей. Мы надеемся, что это качество не утеряют следующие поколения.

Н.С. Истомина (Мошева).