В 2022 году Пермская региональная общественная организация «Общество радетелей коми-пермяцкого языка и культуры «Югöр» стала победителем краевого конкурса «Возрождение исторической памяти Пермского края», проводимого Министерством культуры Пермского края. О чём этот проект, каков его результат вы узнаете в нашем интервью с руководителем проекта Пушкиной Надеждой Анатольевной.

— Надежда Анатольевна, как возникла идея проекта, с которым Вы участвовали в конкурсе, и проект был признан одним из победителей?
– Если говорить об идее, то здесь нужно сказать, что всё началось с бабушкиного сундука, где я нашла тканое красными нитками старинное полотенце. Как позже выяснилось, оно было ритуальным. Когда крестили мою бабушку (по отцовской линии), крестная приняла её на это полотенце. И этому полотенцу сегодня более ста лет. Глядя на красивый узор полотенца, возникла идея перевести его на бумагу. Этот первый мой опыт всплыл в памяти, когда начали обсуждать идеи для проектов, чтобы участвовать в конкурсе, а почему бы не оцифровать те орнаменты, которые встречаются у коми-пермяков. Сегодня нашему поколению приходится только удивляться, какими искусными мастерами были наши бабушки и прабабушки, как они умели создавать узоры, не имея никаких схем. Узор полотенца был оцифрован мною в числе первых. И первыми кушаками, с которых были срисованы узоры, стали те, которые мне достались от бабушек и теперь хранятся у меня дома.

– Расскажите немного о команде проекта.
– Наша команда – члены общества «Югöр»: я, Надежда Анатольевна Пушкина, руководитель данного проекта, Людмила Михайловна Войлокова и Татьяна Николаевна Меркушева, члены рабочей группы проекта. Неоценимую помощь в реализации проекта нам оказала Татьяна Геннадьевна Голева, кандидат исторических наук, этнограф. Она подготовила статью «Пояса и опояски коми-пермяков». Как отметила Татьяна Геннадьевна в своей работе, в истории исследования коми-пермяцких поясов следует выделить два направления. Первое – это фиксация их форм и орнамента, формирование коллекций, которые дают возможность для изучения. Второе – описание технологий, выявление исторических изменений, закономерностей и особенностей народного художественного стиля. Начиная с 19 века, в разных источниках начинает встречаться описание или упоминание о поясе как об обязательном предмете коми-пермяцкой одежды.

– Где был собран материал, который лёг в основу вашего исследования?
– В рамках реализации проекта мы побывали в Косинском, Гайнском, Юсьвинском, Кочёвском и Кудымкарском районах Коми-Пермяцкого округа. Объектом исследования стали пояса, которые хранятся в сельских домах культуры, в образовательных учреждениях, а так же в частных коллекциях жителей Коми-Пермяцкого округа. Неоценимую помощь оказали Сергей Львович Варзин из Кудымкара, Ольга Николаевна Старцева из Ваганово, Валентина Васильевна Федосеева из Кудымкара, Екатерина Ивановна Отинова из Кузьвы, Ирина Николаевна Баяндина из Кекура, Людмила Михайловна Зубова из Левичи, Антонина Николаевна Гусельникова из Гурино, Татьяна Николаевна Надымова из Зюльганово, Вера Егоровна Мартынова из Чазёво, Елена Ивановна Кривощёкова из села Архангельское и многие другие неравнодушные люди, которые откликнулись и предоставили нам для исследования кушаки и покромки, которые они бережно хранят дома. Хотелось бы выразить им слова искренней благодарности за помощь в реализации нашего проекта.
Всего респондентами стали 52 человека. Мы не просто вели фотофиксацию поясов, но и собирали информацию о мастерах, кому принадлежали они, откуда родом были и какого года рождения, описывали их, из какого материала сотканы, какова длина и ширина каждого пояса, как они украшены.

– В рамках реализации проекта вами созданы цифровые схемы. Как шла работа над их созданием?
– У каждого кушака свой узор и для того, чтобы перенести его в цифровой формат нам пришлось рисовать его по клеточкам, высчитывая, из скольких нитей он выткан, через сколько рядов он начинает вновь повторяться. Для составления первых схем приходилось сидеть не то что один час, а даже не один день. Всё зависело от сложности того или иного орнамента. Так же для составления схемы нужно было в первую очередь понять, где лицевая, а где изнаночная стороны. Здесь большую помощь нам оказали народный мастер Пермского края Галина Алексеевна Казанцева и Вера Петровна Мелехина, которые являются искусными мастерами по ткачеству поясов.
Сама цифровая схема включает в себя раппорт узора по горизонтали и вертикали, с указанием количества гарусных нитей узора и кромки пояса. Всего было создано 174 схемы, но в альбом войдут только сто схем.
Во время исследования нам встречались такие пояса, на которых выткан один и тот же узор, но назвать их идентичными нельзя, так как они отличаются и цветовой палитрой узорных нитей, своей шириной, цветом основы: некоторые вытканы на белых льняных или хлопчатобумажных нитках, а часть — на чёрной основе.
Одним из сложных моментов оцифровки орнаментов так же стало и то, что многие пояса находятся в неудовлетворительном состоянии, и считать узор, чтобы составить схему, было очень сложно, поскольку вместо узорных шерстяных нитей были видны только дырочки.

– Надежда Анатольевна, так же были реконструированы несколько образцов. Кто помог и что значит реконструкция?
– Да, нами было реконструировано пять образцов старинных поясов. По составленным схемам образцы нам выполнила мастерица из села Архангельское Юсьвинского округа Елена Васильевна Чакилева. Мы ей предоставили схемы, и уже по ним она соткала образцы. Они выполнены в технике «тканьё на ниту», это один из видов браного ткачества. Почему именно эти пять поясов были реконструированы? Конечно, они были выбраны не случайно. Как я уже сказала, некоторые пояса находятся в очень плохом состоянии, так вот три из них из их числа. Ещё две покромки с малой родины мастера. При реконструкции максимально была выдержана цветовая гамма покромок и материал ниток.

– Любой проект имеет результат. Что является главным результатом вашего проекта?
– Главным результатом нашего проекта, я считаю, является прежде всего фиксация того уникального наследия, которое есть у коми-пермяков. Созданный цифровой корпус орнаментов, характерных для нашей территории, поможет не только сохранить культурные коды, но и, возможно, расширить границы их бытования, так как эти схемы можно использовать не только в ткачестве, но и в других видах рукоделия: вязании, бисерном ткачестве, вышивке крестом и счётной вышивке.
Первый шаг сделан, поэтому надеемся, что со временем альбом будет дополнен и издан. Его электронную версию можно будет найти в свободном доступе на страничке общества «Югöр» в социальной сети ВКонтакте.
А в завершении хотелось бы поблагодарить Министерство культуры Пермского края за предоставленную возможность воплощения идеи проекта в жизнь.

Беседовала Рада Ленская.