«С утра до вечера не смолкал шум страды. Женщины, девушки, и мы, девчонки, сборщицы ягод, чувствовали себя счастливыми, ходили с липкими от малины руками, с синими от ирги зубами и губами. И почему-то тогда не задумывались, кто вырастил всю эту красоту. Только потом, повзрослев, стало понятно, сколько труда и любви надо было вложить в каждый листик, в каждую веточку, чтобы саженцы прижились и начали плодоносить». (Галина Бажина, газета «Парма», №13, 19 января 2008 год).
Нина Георгиевна Яковличева родилась 14 января 1908 года в крестьянской семье в д. Староселье (г.Нижний Новгород). В большой семье было 5 детей: три сестры и два брата. Нина Георгиевна была вторым ребёнком. Жили очень бедно, в бараке. Отец работал землеустроителем, мама была с детьми и по хозяйству. В 23 года она поступила учиться в Горьковский сельскохозяйственный институт на факультет плодоовощеводство. Училась с 1932 по 1936 год. Окончила институт зимой 1936 года и была направлена на работу в Белую церковь (Украина), где проходила учебную практику. Но от вызова Нина Георгиевна отказалась и поехала на Урал.
Нину Яковличеву больше влекла работа ученого садовода в трудных климатических условиях Урала. Трудно было работать первое время в питомнике, начинать все с нуля. По приезду в Кудымкар, вместе с директором И.Ф. Овчинниковым, она пошла смотреть питомник и… ничего не увидела.
– Но где же сад? – растерялась девушка.
– Весной увидишь. Год назад и этого не было, – был ответ директора.
Первые закладки сада из дичков яблонь были сделаны как раз в год приезда Нины Георгиевны. Они положили начало будущему плодовоягодному питомнику. Нина Георгиевна с первых годов начала заниматься опытами по выведению новых сортов яблонь, выписывала пыльцу из Москвы, из многих южных городов. Местные сорта яблонь, гибриды, новые сорта приживались с трудом.
Вот как она вспоминает: «В результате обследования мы нашли очень мало таких растений, а которые не нашли (нужные нам) они были выращены из семян. По которым нельзя было сделать каких либо выводов. Саженцы из новых сортов приживались с трудом, требуя постоянной заботы и ухода. Многими рисковали, т.к. за новыми сортами ухаживали как за малыми детьми. Да они и были, как «новорожденные дети»: слабенькие, маленькие «зеленые чужеземцы».
В каждый листочек, в каждую веточку Нина Георгиевна вкладывала столько ласковой материнской любви, что саженцы, чувствуя любовь, выпрямлялись, приживались, начинали хорошо расти и плодоносить. «Закладку сада мы делали сортами, которые нам рекомендовала научная станция г. Свердловска, в итоге получилось, что часть этих сортов вымерзли в первый же год их посадки. Часть в течение первых нескольких лет. А те сорта, которые остались, и не вымерзли, растут до настоящего времени (как естественный отбор)», – рассказывала Н.Г.Яковличева.
Нина Георгиевна вспоминает, что первые годы работы были особенно трудными. Она не знала ни языка, ни обычаев, ни людей. Первые 4 года работала в качестве научного работника, а потом и до пенсии работала старшим агрономом.
– В год моего приезда Кудымкарский питомник, который только что был организован, имел площади посадки 40 га. Не было никаких ни построек, ни сооружений, был лишь один барачный дом, в котором находились 4 семьи рабочих. До организации питомника садоводством в округе никто не занимался, и поэтому нам пришлось начинать все с начала. Начиная развивать здесь садоводство, мы не знали, как будут расти здесь культурные плодоягодные насаждения. И мы решили тогда провести обследование по всему Коми-Пермяцкому округу с целью выявления хотя бы одиночных деревьев и кустов на приусадебных участках. Особенно нас интересовали культуры, которые здесь не растут в лесах в дикорастущем виде: яблоня, груша, вишня, слива, крыжовник. В результате обследования мы нашли очень мало таких растений. А которые не нашли, они были выращены из семян, по которым нельзя было сделать каких либо выводов.
Питомник ежегодно обновляли и расширяли ассортимент, изучая вновь посаженные сорта. В результате выведены хорошие сорта смородины, крыжовника, яблонь. Уже с 1938 года питомник стал выпускать посадочный материал плодоягодных культур и с каждым годом выпуск их увеличивался.
Большую работу питомник провел по выращиванию и распространению ирги. Посадочный материал ирги рассылали по всему Советскому Союзу. Получали большое количество заявок на посадочный материал. Например, в 1962 году послано посылок 860 штук, очень много послали ирги в Приморский край.
В шестидесятые годы прошлого века питомник стал большим и рентабельным хозяйством, он имел земельную площадь 390 га., современную технику, жилье и хоз. постройки; большие площади под садами и полями питомников. 52 га было занято плодовоовощными насаждениями, а к концу 1963 года – 76 га под плодоягодными насаждениями. Садоводство развивалось, как в колхозах у колхозников, так и совхозах у рабочих и служащих, а также у любителей садоводства г. Кудымкара. Тогда не было такого человека, который бы сказал, что сады здесь расти не будут, и не далеко то время, когда в каждом хозяйстве будет плодовый сад. Плодоягодный питомник являлся основной базой для развития садоводства в Коми-Пермяцком округе.
Не смотря на то, что появилась семья и маленькие дети, она по прежнему отдавала питомнику много сил. Приходила туда с рассветом и уходила вечером. Шли годы, полные напряженной работы и борьбы за каждый саженец, мучительных тревог и забот.
Наступившая война все усложнила. Нине Георгиевне пришлось замещать работу и должность директора, а также инженера, ушедших на фронт. Муж Нины Георгиевны, Николай Григорьевич Лошкарев, погиб в немецком плену в 1944 году. Она осталась одна с тремя маленькими детьми, но смогла вырастить всех, и все трое, два сына и дочь, получили высшее образование. После гибели мужа родные звали Нину Георгиевну на родину в Горьковскую область. Она категорически отказалась, т.к. ее дом, дети и работа, ее детище – питомник, были дороже всего на свете.
Нина Георгиевна вела записи метеорологических условий погоды, чтобы ориентировать, планировать грамотную работу в питомнике. Был подробный учет работы, она записывала всё в ученическую тетрадь, которая ей пригождалась в дальнейшей деятельности. В то время готовых бланков для работы и учета не было, все записи могла сделать очень грамотный специалист и очень ответственный работник. На ее собранных материалах любой бы смог защитить кандидатскую работу.
Вот такой замечательной, трудолюбивой и очень скромной была Нина Георгиевна Яковличева, первый садовод-агроном Коми-Пермяцкого округа.
В 1958 году моя героиня вышла на пенсию и прожила еще 17 лет в Кудымкаре. Каждый год она приходила в питомник и любовалась плодами своего труда, смотрела, как растут саженцы, как привитые яблоньки набирают силу. Когда Нина Георгиевна собралась уехать в Пермь, к своим детям, её пришли провожать всем питомником. Она в ответ поблагодарила всех и сказала, что не смотря на то, что уезжает, если понадобится помощь, с удовольствием окажет, лишь бы здоровье не подвело.
В декабре 1980 года Нины Георгиевны не стало, похоронена в г. Перми.
Г.Н. ПОПОВА.