Эта улица появилась на карте города в конце 1930-х годов на волне большого общественного резонанса в стране в связи с таинственным исчезновением экипажа самолета, выполнявшего первый коммерческий рейс по маршруту Москва – Аляска (США) через Северный полюс.

Легенда сталинской эпохи

Сигизмунд Леваневский вырос в шляхетской семье, но не взирая на польское происхождение с первой революционной волной 1917-го без раздумий поддержал большевиков. В Гражданскую воевал в Средней Азии. В 1925 году окончил школу морской авиации в Севастополе, но в 1930-м военно-морской лётчик отправился в запас. Какой-то период возглавлял в ОСОАВИАХИМе лётно-учебную часть. С 1933-го начинается славный путь Леваневского – лётчика Главсевморпути, совершившего не один дальний перелет в северных широтах. Он быстро становится одним из известнейших людей большой страны. Лётчики в ту эпоху были популярнее артистов, их фотографии печатали на первых страницах крупнейшие газеты, их приглашали на званые вечера в Кремль, в их честь про-износил тосты сам Сталин. К стати, Иосиф Виссарионович весьма симпатизировал Леваневскому.

Спасение челюскинцев

Летом 1933-го в летной биографии Леваневского происходит знаменательное событие. Американский летчик Маттерн при попытке облететь земной шар, аварийно приземлился в районе советского Анадыря в сотне километров от ближайшего селения. Его подобрали местные жители – чукчи. Срочное задание по доставке иностранца на Аляску получил экипаж Леваневского, с чем блестяще справился. С газетных передо-виц всего мира не сходил портрет молодого Леваневского, «вошедшего в историю международной авиации по случаю героического рейса в США в чрезвычайно сложных условиях». В СССР его подвиг расценивался как политический аспект: установление дружеских отношений с США.
Второй судьбоносной вехой в жизни Леваневского стал 1934 год. Из Мурманска в направлении Владивостока к будущему пункту прописки в середине июля 1933-го вышел новый советский пароход «Челюскин», совершая попутно экспедицию изучения схемы доставки грузов по Северному морскому пути. Через два месяца пути в Чукотском море, корабль затерло льдинами. После 5-месячного дрейфа льды раздавили пароход и 13 февраля 1934 года он затонул, а 104 члена экипажа остались на льду посреди Арктики. Спасти их можно было только по воздуху.
Для их эвакуации челюскинцев подбирали опытных, лучших летчиков, знакомых с особенностями перелетов в условиях Севера. Им пришлось на разных типах самолетов совершить 24 рейса в сложнейших метеоусловиях, вывозя замерзающих челюскинцев на материк в с. Ванкарем (Чукотка). Операция завершилась 10 апреля. Семерым рисковавшим жизнью летчикам, среди которых был и Леваневский, присвоили высокое звание Героя Советского Союза.

» До этого специального звания Герой Советского Союза не было. Высшей наградой СССР считался орден Ленина. 16 апреля 1934 года ЦИК СССР специально для награждения отличившихся летчиков учредил такое звание. И уже 20 апреля состоялось вручение специальных Грамот Героя с орденами Ленина. А медаль Золотая звезда героям пришлось ждать почти 5 лет, она была учреждена только в 1939 году.

Борьба за первенство

В 1937 году советские лётчики хотели во что бы то ни стало добраться до Америки кратчайшим путем через Северный полюс. В борьбе за право полететь первыми сошлись три экипажа: Чкалова, Леваневского и Громова. Два экипажа планировали лететь на проверенном АНТ-25, а Леваневский сделал выбор в пользу экспериментального советского ДБ-А («Дальний бомбардирощик – «Академия»). Этот самолёт разрабатывался как дальний бомбардировщик и имел четыре мотора, что очаровало Леваневского. Но этот самолёт был экспериментальным и не был как следует испытан, хотя в период испытаний на нем выполнены четыре мировых рекорда: по потолку, грузоподъемности и скорости. Но на подготовку к арктическому перелету требовалось время. Поэтому первое место отдали экипажу Чкалова, который в июне 1937 года должен был долететь до штата Вашингтон в США. В июле стартовал Громов, которому предстояло установить рекорд дальности и долететь до Калифорнии. Их полёты прошли успешно, Чкалов и Громов стали следующими Героями СС. В августе планировался коммерческий полёт Леваневского (с грузом) на эксперимен-тальном самолёте до Аляски.

История последнего перелета

Старт был назначен на вечер 12 августа 1937 года, чтобы назавтра на Северном полюсе быть в полдень. Тяжело груженная машина ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем 6 человек с трудом оторвалась от земли в самом конце взлетной полосы. Северный полюс самолет миновал на следующий день в 13 часов.
Через час после прохождения Северного полюса пришла радиограмма: «Отказал крайний правый мотор. Снижаемся, входим в облачность. Обледеневаем». Через полтора часа после отказа двигателя якутская станция приняла с борта сообщение: «Все в порядке». Около 15 часов в эфир ушла третья аварийная радиограмма, принятая американской станцией в Сиэтле:
«Снова отказал правый крайний из-за маслосистемы. Идем на трех в сплошных облаках. Высота полета 5600 м. Будем делать посадку. Леваневский». Разобрать последние сообщения не удалось. 13 августа в 18 часов по московскому времени радиосвязь с бортом окончательно прервалась.

Поиски

Поиски своего любимчика Сталин контролировал лично. Поисковые операции продолжались год. За это время страна лишилась пяти самолетов, а среди погибших значился и полярный летчик, участник спасе-ния челюскинцев Михаил Бабушкин. Искали спасатели США и Канады. На поиски вкладывались личные сбережения. 12 августа 1938 года в газете «Правда» было опубликовано правительственное заявление: «Экипаж самолета Н-209 считать погибшим». В связи с этим СНК СССР постановил: «Увековечить память С. Леваневского и членов экипажа самолета Н-209». Одна из главных советских загадок так и не раскрыта. Сегодня, кроме основной аварийной версии, выдвигается много других гипотез.
После обнародования постановления СНК СССР от 12 августа 1938 года должны были поставить памятник погибшему экипажу С. Леванев-ского в Москве, но по разным причинам откладывалось. Он был открыт только к 70-летию вылета самолета 12 августа 2007 года на территории Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева на западе Москвы в Филях, на месте испытательного аэродрома, с которого взлетал самолет Н-209. Это единственный памятник экипажу Леваневского в России. В конце 1930-х – 1940-е были переименованы улицы, парки и скверы во многих городах СССР, в т.ч. в Кудымкаре.
За прошедшие 86 лет множество экспедиций искали следы Леваневского в Арктике, России, Канаде, США. Неоднократно сообщалось о найденных обломках самолёта или других следах, но после более тщательных проверок информация не подтверждалась. До сих пор никому так и не удалось найти ни одного следа пропавшего экипажа. Поиски продолжаются и в наши дни инициативным способом. В 2013 году был выделен Грант Российского Географического Общества на три миллиона рублей. Вручая сертификат президент В. Путин сказал: «Леваневского надо обязательно найти». Но начались санкции. К берегам США и Канады подступиться невозможно.

P.S. К стати, известен еще один видный летчик по фамилии Леваневский. Это его старший брат, офицер польской армии Юзеф. Он погиб в авиакатастрофе в сентябре 1933 года на территории СССР в Чувашии при попытке поставить мировой рекорд на дальность полета. В польском городе Сокулка, родине Леваневских, стоит памятник обоим братьям Юзефу и Сигизмунду. Если в Кудымкаре хотели увековечить Сигизмунда, то следовало бы написать «Улица имени полярного летчика С.Леваневского».
К сожалению, двусмысленное присвоение улицам Кудымкара имен видных деятелей страны и округа продолжается и сейчас. Пример тому — «Улица Строганова». Известны более десяти, видных государственных деятелей России с такой фамилией, непонятно, кого из них увековечили власти города? Возможно, это П.А. Строганов – уважаемый в городе человек.

В статье использованы материалы статьи в газете «Столетие» от 14 августа 2017 года «Тайна гибели Сигизмунда Леваневского» и публикаций в электронных СМИ. Фотографии из открытых источников.

Анатолий Коньшин, профессор, доктор исторических наук.