В год семьи хочется вспомнить об одном удивительном и очень важном для меня человеке, Новиковой Марии Александровне, которая долгие годы была для нас второй мамой.

Интернаты, общежития — это та же семья, это те же близкие, почти семейные отношения, только чужих людей. Это жизнь где-то на одной кровати, в одной комнате на 8-12 койкомест, тумбочка на 4 человека, никаких санитарных условий, туалет где-то на улице. Это все сближало, связывало такими крепкими узами на всю жизнь. Деревенским детям это ох как знакомо. Многие ребята прошли через интернаты.
Мы с 5 класса жили в интернате, что кирпичное здание при школе №8 г.Кудымкара. Здесь были все условия: здание новое, была даже столовая, буфет. Комнаты просторные, уютные, всегда чистота. Кормили нас три раза.
Но случилась беда, в 1971-72 годах деревянная школа сгорела, в это кирпичное здание поселили начальные классы, а нас перевели в деревянный двухэтажный дом по улице Колхозная в п. Юрино. Там уже никаких условий не было. Проживало нас более 60 человек, из отдаленных деревень (сейчас этого здания уже нету).
Мальчишки всех возрастов жили на первом этаже в одной комнате. Девочки занимали две комнаты на втором этаже. Кто были помладше, спали по два человека. Чистоту, конечно, держали. Дежурные каждый день проверяли, уборку делали сами. Утром к 8 часам бежали во вторую столовую, что ниже хлебопекарни, по дороге в школу, на завтрак. Днем, после школы, обедали там же, и вечером, к 6 часам, снова шли в столовую на ужин. Кормили хорошо, что-то приносили из дому, но вечер был длинный, еще хотелось есть, ходили в магазин №5, покупали яблочное пюре в поллитровых банках, это было объеденье.
Всем интернатом руководила наша «вторая мама» (это я сейчас стала понимать), мы ее все очень любили, Мария Александровна Новикова. Ее хватало на всех. Она не понимала на коми-пермяцком, и нам иногда приходилось ей переводить. Мария Александровна была доброй, юморной, «человек с изюминкой», но требовательной: могла отдернуть, держала порядок.
Не помню, чтоб когда-то было ЧП в интернате. Она посещала уроки, готовила домашнее задание с нами. А по вечерам перед отбоем мы читали сказки, эти интересные книги мне запомнились на всю жизнь. Наша вторая мама проводила с нами праздники на 8 марта, 23 февраля, конкурсы, вместе готовили костюмы, выступления, подарки. Учила девочек вязать крючком и спицами, вышивать, проводила беседы. Часто приглашала в интернат врачей: офтальмолога, инфекциониста, стоматолога, также фотографа. Встречались мы с жителями интерната школы №1. Ходили друг к другу в гости. И на все у нее хватало время, приходила утром будить и уходила затемно.
Вместе с Марией Александровной в это время в интернате работали воспитатели: Анна Васильевна, Анна Федотовна Мошева, Любовь Федоровна Ермакова. Молоденькой к нам пришла Надежда Сергеевна Коновалова. Очень интересный человек, много рассказывала про «современную городскую жизнь». Она преподавала в школе №8 химию и биологию.
Ночной няней была тетя Дуся. Мы её обожали, и она к нам относилась как к своим детям.
Разве это не семья, мы своих родителей видели реже, меньше с ними общались. В интернат приезжали на неделю, в субботу ехали домой, чтоб помыться в бане, показаться маме и папе, а в воскресенье снова на чём попало возвращались «домой», в интернат.
И снова попадали под доброе, чуткое материнское отношение воспитателей, семейную дружную атмосферу, хорошие дружные отношения между детьми.
Прошло с тех пор уже больше 50 лет, а в памяти свежие воспоминания о годах, прожитых в интернате.
И остается святая память о нашей любимой, многоуважаемой «второй маме» Новиковой Марии Александровне.

Т. Никитина.