Мы продолжаем печатать рассказы тех людей, чьё детство растоптала Великая Отечественная война, искалечила детские судьбы. Сегодняшняя наша героиня – Анна Яковлевна Тотьмянина, у кого война отняла светлое и радостное детство.
Анна Яковлевна за свою трудовую деятельность неоднократно награждалась Почётными грамотами и ценными подарками. Её фотография многие годы висела на доске почёта. Ветеран труда.
Вот как Анна Яковлевна рассказывает сама о своей жизни: – Прошло уже более 80 лет, но то, что пришлось пережить в детстве, не забыть никогда. Я родилась в деревне Фомичи Белоевского с/с (сейчас этой деревни давно нет) 15 сентября 1935 года. В семье нас было двое, я и мой брат, 1938 года рождения. В школу я пошла в 1942 году, папу Якова Яковлевича Боталова призвали на войну. Маму звали Антонида Александровна. Мы остались одни, без кормильца, маме пришлось трудно одной. Работала в колхозе при любой погоде, младший брат всегда был при мне. Хотя у нас и была корова, мы всё равно ходили вечно голодные. Хлеба в войне не хватало, молоко сдавали государству все, кто имел корову. В школу ходили в деревню Кузьву, а когда были очень морозные дни, я с подружкой жила у ее дяди Истомина Александра Павловича. В школу ходили в лаптях и домотканой льняной одежде. Бумаги для письма иногда не хватало, поэтому, бывало, писали на бересте, а перья были гусиные. Закончила 6 классов. Мне тогда было 12 лет. Но больше не пришлось учиться, так как маму убило громом. Отец пришел с войны парализованный, без одной ноги. В 1945 году.
Когда отец женился второй раз на Марии Павловне, она стала нам хорошей мамой. В это время я уже была помощницей в семье. Летом собирали ягоды, весной пистики, а когда появлялись грибы, собирали впрок (сушили и солили), особенно много было рыжиков. Когда в нашем доме появилась сестра у папы, т.к. в д. Харино был пожар и её дом сгорел, отец ушел в другую семью. А мама Мария Павловна не нашла общий язык с сестрой отца, и нам пришлось квартировать по чужим домам.
В 17 лет я уехала из деревни и стала работать в Кудымкаре в артели «Красный молот». Начала работать формовщицей в литейном цехе. И проработала на заводе до выхода на пенсию.
Анна Яковлевна уточнила в разговоре, что первый год после приезда в Кудымкар жила на квартире у отца, потом с братом – один год. Когда дали квартиру, в 1961 году, встретила мужа Тотьмянина Бориса Александровича. Женщина жалеет, что муж умер рано, в 2004 году, был ликвидатором в Чернобыле, попал под радиацию. У них с мужем было 9 детей. Два сына и семь дочерей (из них двое двойняшки). Всех вырастили, дали образование. Сейчас дети помогают Анне Яковлевне. Имея свой дом, огород, работы хватает. Дом топят дровами, хотя планируют завести газ: уже поставили колонку, осталось довести до домика трубы и подключить. Мама благодарит дочь Любу, которой исполнилось 62 года, и сама стала пенсионеркой: – Помогает мне всегда, другие тоже принимают участие в помощи. Живу тихонько, на улицу почти не хожу, есть 3 кошки, еще телевизор, жалко, что слышать хуже стала.
Анна Яковлевна Тотьмянина одна из тех детей, кого тяжёлые годы Великой Отечественной войны научили смотреть смерти в лицо без ропота и осознать, что слезам во время войны не может быть места.
Г.Н. Попова.