В Кувинской ветеранской организации организован кружок «Память». Он начал свою работу с марта месяца этого года. Главная задача кружка «Память» — это сбор материала об участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны.
С годами все меньше людей остается, кто мог бы рассказать об этих людях, поэтому кружковцы собирают рассказы – воспоминания. Пройдут годы, выросшие правнуки и праправнуки, смогут прочитать эти рассказы о своих родственниках в музее, библиотеке, на сайте. Они еще раз на конкретных примерах убедятся, как трудна была жизнь этого поколения, какой ценой досталась победа над фашизмом. Вот один из рассказов:
Сестры — труженицы тыла:
Радостева Анна Петровна (1.09.1924-6.03.2010),
Радостева Евдокия Петровна (14.03.1927-1.03.2014),
Радостева Татьяна Петровна (12.01.1928-8.04.2005)
Я всегда с болью в сердце вспоминаю свою маму и ее сестер, которые прожили нелегкую жизнь. Такая судьба досталась многим женщинам того времени, но они все выдержали, выстояли, самоотверженно трудились, растили детей.
Моя мама Анна Петровна родилась в деревне Дороничи Кувинского сельского совета. В семье родились только девочки: Анна, Евдокия, Татьяна и Екатерина. Их отец Петр Иванович болел, умер рано. Мать Анастасия Абрамовна осталась одна с 4-мя дочерями. Мама в школе училась всего один год, но умела писать, читать, считать.
Колхозов тогда еще не было, вели единоличное хозяйство: пахали, сеяли, убирали, содержали скот. Так как в семье не было мужчин – рабочей силы – жили очень бедно, выживали, как могли.
1937-1938 годах были большие пожары, горели леса, деревни. Сгорела и их деревня Дороничи. Семья переехала в деревню Запруд. Не было ни одежды, ни обуви, ни еды, помогали родственники и соседи. Самую младшую Катю взял в свою семью брат отца. Моя мама пошла работать. В деревне был уже создан колхоз. Ей пришлось работать на разных работах. С помощью соседей построили небольшой дом, но Анастасия Абрамовна через некоторое время решила переехать в Куву. Несколько лет снимали квартиру, затем постепенно снова построили дом. Делали помочи, люди помогали строить. Мама работала на ферме вначале дояркой, потом свинаркой. Механизации никакой не было, все делали вручную: доили коров, заносили корма, убирали навоз, летом по очереди пастушили коров на пастбище. Хоть питались плохо, но мама была молодая и физически сильная, она умудрялась носить сразу корм или воду по три ведра: два на коромысле, третье в руке. Позже она об этом пожалела, когда заболела спина, руки.
Сестра Евдокия закончила
4 класса, устроилась на работу на Кувинский промучасток разнорабочей, ей не было и 14 лет. Дочь колхозницы не имела права уходить на производство, поэтому ей пришлось нелегко, в колхоз она так не пришла, хотя и принуждали. На промучастке делали телеги, бочки, парты, топорища и многое другое. Для этого нужен был лес. Евдокия работала не только в лесу, но на пилораме и на станках.
Мужчин было мало, все на фронте. Всю мужскую работу выполняли женщины. В зимнее время отправляли на лесозаготовки девушек и женщин, у которых не было маленьких детей. Жили неделями в лесу в наскоро построенных избушках, где в два этажа нары, в центре железная печка. Намокшая за день в сугробах одежда и лапти за ночь не успевали высыхать. Ночью дышать было тяжело, по очереди вставали и топили печку. Иногда давали им выходной, тогда они отогревались дома, в бане. Валили лес ручной пилой, обрубали топором сучья, возили бревна на лошадях. Был очень тяжелый физический труд, но бригада всегда выполняла и перевыполняла дневной план, иначе нельзя. Заезжали в лес, когда было еще темно, выезжали тоже. Летом использовали весь световой день. Все сестры успели поработать в лесу. Мою маму и Татьяну колхоз тоже отправлял на лесозаготовки в некоторые годы.
Третья сестра – Татьяна, немного поучившись в школе, решила помогать старшей сестре на ферме. Ее приняли в колхоз «Кува», где она проработала всю жизнь.
Все трое по-прежнему жили вместе с мамой. Трудно было выжить по отдельности. Ведь в течение 10 лет, по 1958 год, государство облагало сельскохозяйственным налогом крестьян. С каждым годом этот налог увеличивался. Кроме того, каждый работающий должен был покупать облигации государственного займа. В колхозе работали на трудодни, если колхоз не выполнил планы перед государством, то и колхозникам за работу выдавать было почти нечего. Деньгами в то время почти не рассчитывали.
Сестры держали корову, кур, свинью, овец. Каждое хозяйство должно было сдавать определенное количество молока, мяса, яиц, шерсти, даже шкуры животных после забоя. Сдавали, бывало, что и себе не оставалось для питания. Недостающее количество продуктов для сдачи, покупали у других или обменивались.
Хоть жизнь была тяжелой, но молодость брала свое, находили время и на отдых и на песни. Моя мама любила петь, знала много песен.
На трудолюбивых девушек обращали внимание мужчины, но их мать очень строго относилась к выбору немногочисленных женихов. В результате ни одна сестра замуж не вышла. Первой родила сына Владимира Евдокия, потом мама родила девочку. Ей не было и двух лет, когда она заболела. В Белоевской больнице не могли поставить диагноз и отпустили домой. 18 км мама шла пешком с ребенком на руках, еле дошла до крайних домов, попросилась ночевать. Через несколько дней девочка умерла. В 1956 году она родила меня.
Жили дружно, помогали друг другу растить детей, ухаживали за домашними животными, выращивали картошку, овощи. Иногда, конечно, были и ссоры, но быстро мирились. В доме было тесновато, построили прируб, после смерти их матери сестры продолжали жить все вместе. Сын Евдокии женился, вначале жили вместе, потом отделились, к сожалению, умер рано. Моя мама заболела, у нее деформировались суставы, болели, ей тяжело стало работать. Когда она поехала в город на комиссию, ее высмеяли врачи, потому что она была в лаптях. По состоянию здоровья ее вывели на инвалидность, получала пенсию 12 рублей. Это было в 1962 году, я еще не училась в школе.
В 1969 году колхоз «Кува» был реорганизован в совхоз «Кувинский». Колхозники, теперь рабочие совхоза, стали получать заработную плату деньгами. Жить людям стало легче. На ферме получали спецодежду, лапти обували реже. Татьяна много лет трудилась на Кувинской ферме телятницей, добивалась отличных результатов. Финансово меня всегда поддерживала.
Сестры состарились, нуждались в заботе и уходе. Я приехала домой, чтобы ухаживать за ними. Одну за другой похоронила.
За добросовестный самоотверженный труд все сестры неоднократно награждались грамотами, ценными подарками.
Евдокия Петровна награждена медалью «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», юбилейными медалями 50, 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Анна Петровна награждена юбилейными медалями 30,40, 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
У Татьяны Петровны тоже были награды, но они утеряны.
Вот такая нелегкая, незавидная судьба была у моей мамы и ее сестер.
В.П. Макеева (Радостева).
Н.С. Истомина.