1) Вопрос: Обязан ли банк вернуть деньги при списании их с банковской карты или через интернет-банк без согласия клиента?

Банковские карты и интернет-банк относятся к электронным средствам платежа (ЭСП).

Законодательством для банка и клиента установлен ряд обязанностей, от соблюдения или несоблюдения которых зависит, будут ли клиенту возвращены суммы, похищенные с его счета, или нет (п. 19 ст. 3, ст. 9 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).

Банк обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием электронного средства платежа. Для этого он направляет клиенту уведомление в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Способы направления банком уведомлений различны — СМС-уведомления, рассылка по электронной почте, информирование в специальном разделе интернет-банка. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для клиента.

При выявлении банком операций, соответствующих признакам перевода денежных средств без согласия клиента, банк должен приостановить использование клиентом банковской карты и предоставить ему в тот же день соответствующую информацию (в порядке, установленном договором) с указанием причины приостановления (ч. 5.1, 5.2 ст. 8, ч. 9.1, 9.2 ст. 9 Закона N 161-ФЗ; Признаки, утв. Приказом Банка России от 27.09.2018 N ОД-2525).

Кроме того, банк оценивает риск нарушения клиентами порядка использования электронного средства платежа, в том числе риск передачи электронного средства платежа третьим лицам. В случае выявления такого риска кредитная организация вправе приостанавливать использование электронного средства платежа указанными клиентами — физическими лицами с незамедлительным направлением клиенту уведомления. При этом решение о возможности возобновления использования электронного средства платежа принимается на основании обращения клиента о возобновлении использования электронного средства платежа и на основе оценки риска (ч. 9 ст. 9 Закона N 161-ФЗ; Письмо Банка России от 15.04.2022 N 01-56-5/3143).

 

2) Вопрос: В каких случаях несанкционированного списания банк обязан вернуть клиенту денежные средства?

Банк обязан возместить суммы несанкционированных операций, совершенных с ЭСП, в следующих случаях (ч. 12, 13, 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ; Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2021 N 88-3721/2021):

1)если банк не направлял вам уведомления о совершенных операциях, он обязан возместить вам суммы операций, которые были совершены без вашего согласия (далее также — несанкционированные операции) и о которых вы не были банком проинформированы. Соответственно, в данном случае срок, установленный для направления вами уведомления о несогласии, не применяется;

2)если банк надлежащим образом направлял вам уведомления о совершенных операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, совершенных после представления вами уведомления о несогласии;

3)если банк надлежащим образом направлял вам уведомления о совершенных операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, совершенных до момента представления вами указанного уведомления о несогласии, но только в том случае, если не сможет доказать, что вы сами нарушили порядок использования ЭСП, из-за чего и произошли несанкционированные операции.

 

3) Вопрос: В каких случаях несанкционированного списания банк не обязан возвращать клиенту денежные средства?

Банк не обязан возмещать суммы несанкционированных операций в следующих случаях (ч. 14, 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2022 N 88-3783/2022, 2-23/2021):

1) если банк надлежащим образом направлял вам уведомления о совершенных операциях, но вы не представили в банк уведомление о несогласии в установленный срок;

2) если банк надлежащим образом направлял вам уведомления о совершенных операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, но при этом банк смог доказать, что причиной возникновения несанкционированных операций, совершенных до момента представления вами в банк уведомления о несогласии, стало нарушение вами порядка использования ЭСП. Таким нарушением может быть, в частности:

сообщение вами третьим лицам реквизитов вашей банковской карты, ПИН-кода, логина, пароля и (или) средств подтверждения операций в интернет-банке, а также небрежное хранение карты и информации о ПИН-коде (логине и т.п.), в результате чего к ним получили доступ третьи лица;

оплата покупки в интернет-магазине с компьютера, зараженного вирусом, передающим мошенникам реквизиты банковских карт.

Пропуск установленного срока уведомления о несогласии не означает невозможность оспорить операцию, с которой вы не согласны, поскольку мошеннические операции могут совершаться при отсутствии вашей вины (например, если реквизиты карты стали известны мошенникам в результате установки ими скимминговых устройств на банкомат). Поэтому обращайтесь в банк с претензией всегда, если вы обнаружили операцию, с которой не согласны.

4) Вопрос: Что делать при обнаружении несанкционированного списания денежных средств с банковской карты или в интернет-банке?

Если имеются подозрения в совершении противоправных операций с вашей картой, в частности мошенничества, следует обратиться в любое отделение полиции и написать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту совершения преступления (ст. 159.3 УК РФ; ч. 2 ст. 141, ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Заявление в банк о несогласии с произведенными операциями может быть составлено по форме, предоставленной банком, или в свободной форме. По запросу банка к заявлению необходимо приложить дополнительные документы в зависимости от характера совершенной по банковской карте операции (например, постановление о возбуждении уголовного дела).

Иногда списание денег с карты происходит из-за технических сбоев. Например, операция может задвоиться, если при оплате вами покупки с карты списались две одинаковые суммы в адрес одного и того же продавца или при осуществлении покупки терминал выдал чек об ошибке/отмене операции, но деньги все-таки списались. В данном случае к заявлению необходимо приложить имеющиеся у вас чеки.

При положительном решении денежные средства будут возвращены на счет банковской карты или на иной счет, указанный вами в заявлении. В случае отрицательного решения вам должен быть предоставлен мотивированный отказ. По вашему требованию результат рассмотрения претензии может быть предоставлен вам в письменной форме.

Вопрос: Каковы основные правила безопасности при использовании интернет-банка?

Часто причиной мошеннических операций через интернет-банк является именно несоблюдение правил безопасности самими клиентами. При этом вернуть деньги, списанные мошенниками, бывает крайне затруднительно.

Использование интернет-банка станет максимально безопасным, если вы будете соблюдать правила, которые публикуются банками на своих сайтах. К основным правилам безопасности можно отнести следующие:

1) заходите в интернет-банк только с официального сайта банка;

2) установите и регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение на своем компьютере (планшете, смартфоне);

3) никому не сообщайте логин и пароль, используемые для входа в интернет-банк;

4) регулярно меняйте пароль, при этом рекомендуем использовать максимально сложный пароль, состоящий из букв разного регистра и цифр. Чем проще пароль, тем проще его взломать и даже угадать (если, например, в качестве пароля вы используете свою дату рождения или имя и т.п.);

5) если банк предоставляет возможность использовать дополнительные средства идентификации для входа в интернет-банк и (или) для подтверждения проводимых операций (одноразовые пароли, СМС-коды и т.п.), используйте их;

6) храните одноразовые коды в недоступном для третьих лиц месте, никому их не сообщайте;

7) в случае возникновения нештатных ситуаций, например «зависание» системы, появление сообщений об ошибках, подозрительное изменение внешнего вида сайта, невозможность получения доступа к интернет-банку и т.п., срочно сообщите об этом в контакт-центр банка.

Помимо перечисленных, каждый банк также устанавливает дополнительные правила безопасности в зависимости от технических особенностей своего интернет-банка.