Валентина Петухова – народный мастер Прикамья по художественной обработке бересты, она завсегдатай Всероссийских, краевых и городских ярмарок-выставок, лауреат межрегиональных и международных конкурсов и фестивалей, имеет множество благодарностей и наград, одна из немногих, кто обучает детей технологии изготовления изделий из бересты.

Её изделия в свое время были подарены первым лицам государства – президенту России Владимиру Путину и экс-президенту Дмитрию Медведеву. Также она ежегодно мастерит корону из бересты для Коми республиканского конкурса красоты «Райда». А буквально на днях она завоевала еще одну награду – стала лауреатом Всероссийского конкурса народных мастеров «Русь мастеровая» в Туле. Поздравляем мастера с очередной победой на престижном конкурсе!
И это далеко не все регалии Валентины Егоровны. У мастера каждый день расписан: сегодня выставка в сельской глубинке, а завтра в бизнес-центре большого города, параллельно надо принять туристов и изготовить партию «сувенирки».
Год назад Валентина Петухова ушла из сферы образования, где проработала 26 лет, выкупила здание в центре Кудымкара и погрузилась в творчество и обучение детей мастерству по бересте. Двухэтажное здание с мансардой располагается во дворе за гостиницей «Парма». На первом этаже мастерская, на втором – помещение для занятий с детьми.
– Почему вы решили уйти в «свободное плавание»?
– Хотелось выйти на новый уровень. Я подумала, надо свое что-то открывать. Тем более, стала востребована сувенирная продукция, а, работая в образовании, творчеством успевала заниматься только частично, сейчас же появилось больше возможности и свободного времени для реализации новых планов. Я продолжаю обучать ребят, хочется найти продолжателей своего дела.

Дети в теме

У Валентины Егоровны занимаются четыре группы детей по 12 человек. Занимаются дети бесплатно и с удовольствием.
– Откуда столько желающих заниматься народным промыслом, как вы их привлекаете? Это же не робототехника, не спортивная секция, здесь нужны терпение и усидчивость.
– Я с годами поняла, что нужно выждать время. Первое – это надо научить работать с материалом, второе – научить работать с клеем, правильно освоить технологию. Некоторые приходят и совсем не могут работать, я сначала разочаровывалась, но через несколько уроков у детей появляется усидчивость и желание.

» У меня занимался мальчик, я его усадить не могла, но потом он сделал работу, с которой представлял Пермский край на Дельфийских играх. Если ребенок технологию освоил, он становится уже как рыба в воде. Они уже меня учат, а не я их. Когда возишь работы на выставки, не верят, мол, почерк не ребенка, до такой степени профессионально работают дети. Из 45 детей, кто у меня занимается, ни один не делает повторную работу.

– Ваши воспитанники всегда побеждают на конкурсах различного уровня. А какие работы выигрышные, как угадать с изделием?
– Надо, чтобы в наших изделиях всегда присутствовали наши коми-пермяцкие элементы. Мы сначала с ними читаем коми-пермяцкие сказки, они по сказкам рисуют для себя какие-то образы, потом рисунок воплощаем в материале. Так рождаются композиции по сказкам и легендам. Это наша фишка, наш этнокультурный компонент. Мы не делаем верблюдов или скорпионов, мы делаем медведей, это наше, родное. Мы всегда работаем с нашей природой, с нашими зверями, с нашими традициями. Понятно, что дети хотят делать и хамелеонов, что тоже хорошо, но, чтобы представить работу на выставках, конкурсах, надо связать с нашей культурой и нашей местностью, где проживаем.
– Новые технологии применяете в своей работе?
– Мы не стоим на месте, делаем не только традиционные изделия, но и используем новые технологии. Например, пользуемся гидравлическими механическими прессами, лазером. Даже в одном изделии можем применить и старинную, и новую технологии. Если наши предки нацарапывали, наносили, теснили какой-то узор, мы тоже это делаем вручную, но также применяем гидравлический пресс. А еще изделие «застариваем». Для этого используем марганец. Чтоб не прорисовывать каждый узорчик, мы просто покрываем всю поверхность, и сразу же, как чуть подсохнет, мы убираем лишнее, так выходит эффект застаривания, проявляются «темные просветы». Сверху обрабатываем маслом. Также разрабатываем не только плоскостные изделия, но и, например, предметы мебели, столики, сундуки. Для этого надо сначала начертить, изделие увидеть в объеме, а потом только создать, воплотить в материале.
– Появились ли последователи вашего мастерства либо дети, закончив обучение, уходят из этой деятельности и занимаются другим?
– Чаще всего уходят, но есть и те, у которых занятие берестой остается как увлечение. Если даже уезжают, они это дело не бросают. Все время приезжают, делятся, показывают свои изделия. Хочется, чтобы мастера у нас оставались. Раньше дети хотели больше уехать, а сейчас есть те, кто действительно хочет остаться и прожить в нашем городе. И творчески хотят продолжать работать.
Со слов Валентины Егоровны, большую помощь в работе оказывают её сыновья. Старший в новое помещение изготовил мебель, украшают кабинет добротные стулья и большой стол. Младший сын осваивает технологию изготовления изделий из бересты и вскоре тоже будет помогать маме с изготовлением продукции.

Тёплая, не промокает, лечит – это всё о бересте

– Вас невозможно представить без изделий из бересты, вы уже как единое целое. И знаете о бересте уже, наверное, всё. Расскажите, почему береста, а не другой материал вам стал близок?
– Береста – это уникальный материал, всегда детям говорю, что этот материал волшебный, потому что, во-первых, он произрастает в нашем регионе, доступен нам всем. Во-вторых, он обладает антисептическим действием, раньше прикладывали даже вместо пластыря. В-третьих, она обладает термичностью. Раньше туески называли коми-пермяцкими термосами, брали с квасом на покосы, и напиток целый день оставался прохладным, не нагревался.
Береста вообще не поддается гниению. По лесу идешь, видишь, березка валяется, древесина разложилась, а береста все еще как свежая. Береста водонепроницаемая, в деревнях использовали при строительстве, чтобы окна не гнили.
И этот материал на ощупь всегда теплый, она как кожа, на нем, что ты продавишь, нарисуешь, это уже сохранится веками. Раньше тотемные знаки, пасы рисовали и сохранилось до наших времен. Кабалу – письмо-прошение Лешему – писали на бересте, когда шли на охоту, или скотина в лесу потеряется. Потому что при попадании воды ничего с этим письмом не будет. Наши предки из бересты плели пестери, материал легкий, не промокает, можно мыть и веками сохраняется.
– Нет конкуренции среди ваших коллег «берестянщиков»?
– Конкуренции нет. Мы, берестянщики, почти все вышли из стен одного училища. У нас один учитель Попова Людмила Ивановна, которая привила любовь к бересте. Мы все работаем в разных направлениях, стараемся не повторять друг друга, и у нас у каждого мастера индивидуальный почерк. Мы даже вместе ездим на выставки, где организовываем одну общую экспозицию. Наши изделия друг друга не повторяют, каждый из нас друг друга дополняет. Работы всем хватает.
– А бересты хватает?
– Не знаю, как другим мастерам, мне хватает. Бересту я заготавливаю сама. Раньше мы её закупали у других людей, и много уходило на выброс. К весне уже были проблемы с сырьем. Сейчас много лет я уже изготавливаю сама, тем более мне надо еще для учеников.

От магнитиков до короны

– А какие изделия востребованы из бересты, что заказывают люди?
– Очень востребованы, конечно, туеса. Отдаю под реализацию в наш музей магниты, украшения, шкатулочки, все хорошо расходится. Были заказы на день города Перми, изделия, связанные с пермским звериным стилем. Сейчас ко Дню города делаю сувенирную продукцию.
Когда Путин приезжал в Кудымкар (2003 год), мне заказывали для него подарок. Мои изделия из бересты были подарены Медведеву на саммите в Ханты-Мансийске. Ежегодно заказывают корону из бересты для победительницы конкурса «Райда» в Республике Коми. На выставках-продажах партиями скупают продукцию, а куда она уходит, уже неизвестно. У меня нет клейма на изделиях, но, если где-то увижу, я всегда могу определить свое или не свое.
– И напоследок. Какие у вас дальнейшие планы?
– Хочется здание привести в порядок. В планах обустроить мастерскую, сделать небольшой магазинчик и выставочный зал для туристов. В планах здесь открыть музейное помещение, где будут представлены изделия моих учеников и других мастеров, для удобства туристов.
Хочется заниматься проектами, потому что на народные промыслы выделяются средства. Можно взять себе помощников, потому что я не успеваю все делать одна, и выходить на другой уровень рынка. Надо также начинать продвигать себя в соцсетях.
– Спасибо, Валентина Егоровна, за интересную беседу. Успехов Вам!
Ирина ДУЛЬЦЕВА.

https://minkpo.permkrai.ru