– Со следующего учебного года в российских школах появится курс по начальной военной подготовке, – сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. – Сейчас он готовится, затем пройдет апробация, и со следующего года школы его могут использовать, – сказал он.
О том, чтобы в школах снова преподавать НВП, попросили осенью текущего года сенаторы и депутаты Госдумы. Их поддержало военное ведомство.

То, что начальную военную подготовку снова надо преподавать детям, поддерживают и бывшие преподаватели НВП.

То, что на уроках НВП учили ответственности, дисциплине, аккуратности, прививали любовь к Родине, считает экс-директор Юксеевской школы Кочёвского муниципального округа, бывший преподаватель физкультуры и НВП Евгений Михайлович Минин.
Во время беседы с Евгением Михайловичем выяснилось, что он учился в Пермском пединституте на преподавателя НВП в семидесятые годы прошлого века в первом приёме. Студент, выбравший профессию преподавателя НВП, должен был поступать в институт после службы в рядах вооружённых сил, также должно было быть направление военных комиссариатов.
После окончания института получали соответствующую специальность и звание «лейтенант». Молодых специалистов распределяли строго по школам, откуда их направляли на учёбу.

– Евгений Михайлович, как я понимаю, преподавание НВП вводили в образовательных учреждениях не случайно, для этого была какая-то причина?
– Конечно, не случайно. Тогда в армии служили три года, морфлот – четыре. И ситуация в мире, как и сейчас, была неспокойной. Было лучше первоначальные навыки военной подготовки давать не в армии, а в школе.

– Можно сказать, что уроки НВП для старшеклассников – это курсы молодого бойца, на которых изучают оружие, готовят детей физически?
– Да, это так и есть. Со старшеклассниками, как я понимаю, будут изучать, как и раньше, строевую подготовку, средства индивидуальной защиты, основы оказания первой медицинской помощи, правила обращения с оружием, огневую подготовку, устройство ручных гранат, военную топографию, гражданскую оборону.


– Евгений Михайлович, Вы, можно сказать, очевидец того времени, когда детей учили военной грамоте не только на уроках, но и кружках и секциях.
– На преподавание начальной военной подготовки уделялось 2 часа в неделю. Также ежегодно бывали военные сборы, работали лагеря. И если НВП учили старшеклассников, то для среднего школьного звена также было организовано военно-патриотическое воспитание, в виде «Зарницы» (5-7 классы) и «Орлёнка» (8-9 классы).
Напомним нашим уважаемым читателям, большинство из которых однозначно в школах учили НВП, что «Зарница» – это военно-спортивная игра, которая появилась в далеком 1943 году, тогда фронтовики предложили пионерам принять участие в военной игре. Игра «в войнушку» была любимым развлечением у мальчишек всех времен. Своеобразный «курс молодого бойца» представляла игра «Орлёнок», которая была создана для старшеклассников. И уже с 50-ых годов печатали огромное количество литературы, которая была большой помощницей для «Зарницы» и «Орлёнка».

– Евгений Михайлович, мой следующий вопрос касается игр, что можете сказать о них?
– «Зарница» и «Орлёнок» – это была целая система. Сюда входила строевая, стрелковая, медико-санитарная и физическая подготовка, идейно-политическая работа, занятия по гражданской обороне и даже изучение правил дорожного движения. Сценарий игры был приближен к реальной жизни: формировался отряд юнармейцев, как когда-то назывались участники «Зарницы», в котором выбирались командир, замполит, флаговый, связной, барабанщик, санитар, горнист и другие. На общей линейке каждый отряд был со своим флагом, желательно в форме, со знаками различия. И детям это нравилось.

– Из разговора я поняла, что Вы, безусловно, поддерживаете депутатов Госдумы, которые предложили снова учить детей азам военного дела?
–Да, я за то, чтобы старшеклассникам обратно стали преподавать начальную военную подготовку. Этот предмет учит воинской дисциплине. Со школьной скамьи дети должны знать, что приказ командира – это закон для подчинённых. Считаю, что на этом держится боевой дух нашей российской армии. Думаю, что найдутся и учителя, ведь многие умные, самоотверженные люди-военные, вернувшись домой, имеют большой боевой опыт, и готовы поделиться им с детьми.
Военные эксперты считают, что со школьниками на уроках НВП будут учить военное дело, а ещё будут беседовать об истории российской армии, о ее вооружениях и задачах, будут организованы экскурсии в воинскую часть, где это возможно, чтобы дети посмотрели, как живут современные солдаты и чем занимаются.

Елена КОНЬШИНА.