Минпромторг направил ретейлерам рекомендацию убрать с полок органические продукты без российского сертификата подтверждения. «Мимикрировать» под органические могут до 70% продуктов с такими указаниями на упаковке.

Минпромторг предупредил торговые сети и онлайн-ретейлеров о недопустимости продажи органических продуктов, которые не имеют сертификата, подтверждающего, что они произведены по требованиям закона «Об органической продукции». Соответствующие разъяснения министерство направило в конце октября представителям крупнейших объединений ретейлеров — Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Союзу независимых сетей России и Ассоциации компании интернет-торговли (АКИТ). Копия документа есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник РБК, близкий к Минпромторгу.

С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции», согласно которому производители имеют право размещать на своих продуктах надписи «органический» только в случае, если у них есть сертификат о соответствии. Речь идет о документе, подтверждающем, что при производстве продукта были соблюдены национальные и международные стандарты по производству органической продукции. Сертификат выдается после проверки специальными органами по сертификации, аккредитованными Росаккредитацией (среди таких организаций в том числе Роскачество). Для маркировки производители органики должны использовать графическое изображение — знак органической продукции единого образца, утвержденный Минсельхозом.

Общий объем рынка органической продукции Роскачество оценивает в 27,6 млрд руб.: из них 16 млрд руб. — сертифицированная продукция, а 11 млрд руб. — продукция без сертификата. Таким образом, почти 40% рынка органических продуктов в денежном выражении — это товары, которые не имеют подтверждения своего статуса улучшенного качества.

«Если сертификата нет, а знак стоит, мы товар на полку поставить не можем», — поясняют в сети. Производители, у которых отсутствует сертификат, должны убрать с новых партий русскоязычную маркировку «органический» — в этом случае «Азбука Вкуса» продолжит с ними сотрудничество.

В торговой сети «Лента» ответили, что у них нет органической продукции, которая не соответствует требованиям текущего законодательства.

У маркетплейса Ozon на постоянной основе работает автоматическая система проверки товаров с упоминанием органической продукции, сообщили РБК в компании. «Товары с таким описанием проверяются по Единому госреестру, и если право на указание особых свойств продукта не подтверждается, то карточка товара скрывается, пока продавец не скорректирует описание и не уберет упоминание органики», — уточнили в Ozon, добавив, что также оперативно реагируют и на сигналы о нарушениях по органической продукции со стороны Роскачества.

РБК направил запрос ретейлерам «Ашан», X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») и Metro Cash & Carry. В торговой сети «Магнит» и в «Яндекс. Маркете» от комментариев отказались.

Что стоит на «зеленых» полках магазинов

Идею ставить на отдельные полки в магазинах продукты, произведенные с соблюдением строгих экологических норм, власти обсуждали несколько лет. Еще в 2017 году замглавы Минсельхоза Иван Лебедев анонсировал появление в российских магазинах «зеленых» полок, как «в Европе и Америке», на которых будет стоять продукция, «произведенная по очень строгим правилам, — начиная с почвы, семян, удобрений и процесса возделывания и заканчивая упаковкой, транспортировкой, хранением».

В феврале 2019 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил создать в России бренд отечественной зеленой продукции, который должен подтверждать, что в ее производстве использовались только безопасные для здоровья людей технологии. В том же году Минсельхоз начал разрабатывать отдельный законопроект под эту категорию товаров, определив зеленую продукцию как продовольствие с улучшенными характеристиками.

Необходимость создания отдельного документа глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев объяснял тем, что производство зеленой и органической продукции различается. В частности, при производстве зеленой продукции можно использовать удобрения высокого качества, которые соответствуют особым критериям — с пониженным негативным воздействием на почву и урожай.

В 2020 году правительство предложило стимулировать производство сельхозпродукции с улучшенными экологическими характеристиками. О разработке соответствующего законодательства говорила в интервью РБК вице-премьер Виктория Абрамченко.

Сейчас «зеленые» полки, по словам Мироненко, есть в таких торговых сетях, как «Глобус», «Азбука вкуса» и «Перекресток».

https://news.mail.ru/economics/53641391/?frommail=1&utm_partner_id=426