В Пасху принято проведать родственников, знакомых, пожилых людей. По христианскому обычаю, взяв крашеное яйцо и другие гостинцы, я пошла к Валентине Яковлевне Чугаевой, труженице тыла, многодетной матери, которой в мае исполнится 90 лет.
Вспоминать свое детство и в целом свою жизнь ей очень не хотелось, слишком она горька. В ходе беседы она несколько раз начинала плакать, а я еле сдерживала слезы.
Она с детства знала, что родители неродные. Бывало, мать, Елена Андриянова Бражкина, со злостью ей говорила: «Не взяла бы тебя, так с голоду бы умерла, брат ведь тебе сказал, умрешь с нами с голоду, иди. Всю дорогу от деревни Осипово до деревни Васюково бежала за мной как собачка, жить хотела! До деревни дошли, ни разу не присели, выдержала» (Вале было всего лишь 3 года!) Так началась ее жизнь в приемной семье.
До нее они уже дважды брали растить двух мальчиков из других деревень, но то ли они убежали сами, то ли их забрали родственники, узнав об отношении к ним. А Валя была слишком мала. Относились к Вале очень плохо, всегда попрекали куском хлеба, говорили, что не заработала. Одежды не было, особенно теплой. Когда умерла у приемной матери родственница, ей дали ее поношенное суконное пальто. Со всех сторон по швам обрезали, тем самым убавили и снова сшили. В лаптях, в которых ее привели, она долго еще ходила. Соседи жалели девочку, ругали родителей, почему не отправляют в школу. Валю записали в Мальцевскую начальную школу. Ходила учиться раза 2-3 в неделю, а то и пропускала месяцами. Основная причина – отсутствие одежды и обуви. Но девочка росла смышленой, научилась читать, считать и писать. Начальную школу так и не окончила.
Родителей она не помнила, слишком рано они умерли, но знала, что есть братья и сестры. Сколько их было, не знает, кого- то взяли в семью, кого-то в детдом. Приходил раз к ним старший брат Михаил, но хозяева дальше порога его не пустили.
Иногда Валя видела сны. «Ромашковое поле, она бежит навстречу маме, та ее подхватывает и кружит, кружит, а Валя смеется». Один сон она видела часто. «Сидит она на коленях у отца, он ее прижимает к себе, к груди, гладит по головке и так нежно говорит: «Валю…» Но сон обрывается от крика: «Валька, вставай! Корову гони на пастбище!» Валя соскакивала и босиком бежала, гнала корову. Однажды сильно порезала стеклом ногу, отец, Алексей Захарович, вместо того, чтобы обработать ногу и завязать, лишь отругал. После этого случая начал учить драть липу, бересту, готовить материал для плетения и плести себе лапти. Так, с 7-летнего возраста, Валя, хорошо ли, плохо ли, плела себе лапти. Эти навыки пригодились ей в жизни, сплела не один десяток пар. Хотя давно она не занималась этим делом, но еще может провести мастер-класс.
В войну жилось тяжело. Держали скот, заготавливали сами сено, дрова, работали с матерью в колхозе «Имени 17-го партсъезда». Вечерами женщины, а среди них и Валентина, собирались в каком-то доме, стряпали пельмени, замораживали, пряли, шили кисеты, вязали носки, варежки, потом отправляли на фронт. Отец вернулся с фронта с висячей, нерабочей рукой, стал нервным, вспыльчивым. С женой они часто ругались, друг другу не уступали, жили друг с другом по привычке.
Сколько помнит себя, Валентина работала по дому, в огороде, со скотом, в колхозе на разных работах. В 14 лет ее уже считали взрослой, поэтому бригадир давал ей наряд: и пахать, и в лесу работать, и свиней кормить. Более года она вместе с мужиками и женщинами работала на заготовке леса. Жили на квартирах в д. Важ-Пашня. Мать на неделю давала ей небольшое ведерко картошки, 7 яиц и каравайчик хлеба и больше ничего. Одежду носила холщовую, в лесу она намокала, становилась твердой, а потом замерзала, натирала докрасна ноги. Брюки не носили, приходилось наматывать на коленки платки. Лишь в выходной отогревалась в бане.
С братьями и сестрами связь не поддерживала. Брат Иван после детского дома начал работать, высылал сестре несколько раз деньги, но Валя их даже в руках не держала. Погиб на войне. Старший брат Михаил вернулся с войны без руки, прожил 13 лет.
Очень хотелось, чтобы кто-то любил, заботился, поэтому сразу согласилась выйти замуж в д. Евсино за Егора Отинова. Мечты остались мечтами. Забеременела. Повезли на лошади в Белоево в роддом. Родила в дороге, на «Пилькерöс». Хорошо, что деревня близко, заехали. Там обрезали пуповину, дали тряпки завернуть ребенка. Так, в 1953 году, появился первенец Анатолий. Вернулись домой.
Прожила с мужем 1,5 года, гулял, устраивал скандалы. Однажды выгнал ее, не отдав ребенка, которому было 3 месяца. Оказалось, что в другой деревне есть у него женщина, ребенок. На следующий день с матерью приехали на лошади, забрали ребенка.
Родители приняли жить, но постоянно ругали, корили. Ненавидел отец ребенка, обзывал его «Вöв юр» — лошадиная голова, хотя голова у ребенка была нормальной. Лето прожила с ребенком, а к зиме выгнали. Куда пойдет с малым ребенком? Попросила мать оставить ребенка ненадолго, пока не устроится. Детских садов не было. Пошла жить в соседнюю деревню Шайтаново в пустующий дом родственников приемных родителей, было ей 22 года.
Жизнь продолжалась. Она знала Василия Чугаева, вместе работали. Как и Валентина, был сиротой. Вначале рос без отца, т.к. отца с братом за драку посадили в тюрьму, оба не вернулись. Мать умерла, когда Василию было 14 лет, остались сиротами, кроме него еще 6-ро детей. Старшая сестра заменила им мать, Василий был кормильцем семьи.
Полюбили друг друга. Не успели пожениться, как их попросили освободить дом. Рубили лес, готовили пиломатериал. Валентина работала наравне с мужчинами. Построили дом, жили бедно, но дружно. Мать не стала отдавать Толю, с отцом решили, чтоб жил у них, ведь подрастал помощник. Дед с малых лет привлекал его к тяжелой физической работе. Жаловаться матери боялся. Хотя бывал в семье часто, играл с братьями и сестрами. С 1960 года жили в одной деревне, был рядом. Валентине, по обстоятельствам, пришлось оставить сына матери, но потом всю жизнь каялась, жалела об этом поступке.
После замужества Валентина забеременела, повезли ее на лошади в Куву в роддом, опять же родила в дороге, зима, ребенок-девочка простыла и вскоре умерла. В 1957 г. родилась Катя, в 1960 –Алексей, затем была девочка Надя, умерла в Белоевской больнице от «дикого» метода лечения (в тюрьму бы таких медиков). Не дожила пять дней до году. В 1963 г.- Нина, 1965г.- Лида, 1967 г. — Дмитрий. Всех рожала в роддоме с. Кува. 6-ро детей выросли, выучились, все, кроме Лиды, живут недалеко от мамы, сыновья в деревне Васюково, дочери и младший сын в Куве.
Валентина вплоть до родов и после всегда работала в колхозе. Приходилось детей оставлять одних, позже старшие присматривали за младшими, помогали по хозяйству. Скота всегда было много: корова, теленок, свиньи, овцы, куры. Все, что получали, нужно было сдавать государству, для каждой семьи был план. Уносили в Васюково в магазин. Бывало, что и семье не оставалось. С весны до осени выручала природа: пистики, пиканы, щавель, грибы, ягоды, травы для чая.
Дети подрастали, нужно им учиться, поэтому дом разобрали и перевезли в Васюково. Все же это был «центр» колхоза. Дети учились в Куве, Кудымкаре, получили профессии.
Валентина Яковлевна и Василий Александрович работали всю жизнь в сельском хозяйстве, в колхозе, потом, после реорганизации, в совхозе «Кувинский». Валентина Яковлевна добивалась высоких показателей на откорме бычков, опытом работы не раз делилась с другими животноводами не только совхоза, но и района. В семейном архиве Чугаевых большая стопка почетных грамот и благодарностей за добросовестный труд, вместе лежат и школьные грамоты детей. На день Победы дети достают мамины медали и надевают ей.
Мать в последний год жизни попросила у Валентины прощение, за то, что плохо растила, обижала, не дала образование. Иногда Валентина Яковлевна думает, как бы сложилась ее судьба, если бы она росла в детдоме, думает, что было бы лучше, может, получила бы образование.
Сын Анатолий вместе с женой ухаживал за дедушкой и бабушкой до конца их жизни. В 1997 году умер Василий Александрович. Валентина Яковлевна осталась одна, но рядом дети, внуки. За каждого всегда переживает. Вот и на этот раз, во время беседы, она не раз спросила дочь Нину, не звонил ли Митя–младший сын, который уехал утром на своей машине в дальний рейс.
Годы пролетели незаметно. Уже нет той силы и сноровки, пришлось переехать к дочери в Куву, к Нине, которая работает учительницей. Ей выделили отдельную комнату, светлую, уютную. За ней хорошо ухаживают.
Валентина Яковлевна гордится своими детьми, внуками, их у нее 19, правнуков 25, есть один праправнук. Она живо интересуется жизнью родственников, знакомых, смотрит телевизор, знает новости. Еще у нее есть талант: она к любому сказанному в разговоре слову или ситуации моментально сочинит стих, прибаутку или частушку. Если тут же попросить, чтоб повторила, она хитро улыбнется и скажет: «Ой, забыла». Вот такая у нас в селе Кува живет простая, трудолюбивая женщина, отличная мать, любящая бабушка Чугаева Валентина Яковлевна.
Благодаря таким женщинам, труженицам тыла, и храбрым воинам, наша страна победила фашизм, победит и в нынешней ситуации.
Н. Истомина.